|
| | |
всего сделано правок - 19, последняя: 2021.06.30
| | | Сон Аленки
Названия | | Neco z Alenky / Nieco z Alenky |
Первый показ | | 1988.08.03 (США) |
Проголосовало | | 18 чел. | | |
|
|
Взору юной Алисы (Кристина Кохоутова) открывается удивительное зрелище: проносится Белый Кролик в жилетке и с большими карманными часами. Завороженная, девочка тут же направляется следом — и попадает в странную и загадочную Страну чудес. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2010.04.16 | Авторская оценка: 7/10 |
У сюрреалистов есть одна общая черта, которую лично я не склонен считать позитивным моментом, – это мрачность атмосферы подавляющего большинства их произведений. Данное обстоятельство объясняется просто – как самим объектом исследования, так и методами, которыми неизменно пользуются художники направления: всё-таки сны, галлюцинации, бред и прочие проявления бессознательного априори не способствуют весёлому расположению духа. Это в полной мере относится к творчеству Яна Шванкмайера, остающегося одним из самых последовательных приверженцев сюрреализма в истории киноискусства, но… Но всё же не могу не заметить, что в его «фирменных», короткометражных мультфильмах1 нет-нет, да и проскальзывала лукавая ирония, а фантазии окрашивались в радужные тона.
С одной стороны закономерно и легко объяснимо, почему Шванкмайер обратился к знаменитому роману Льюиса Кэрролла, который, очевидно, служил даже не источником вдохновения, а некой идеологической базой2 для коллег. Но с другой… После просмотра «Сна Аленки» (таково оригинальное название) упрёки к классической диснеевской версии в том, что она пугает детей, покажутся смехотворными! Алиса-Аленка с удивлением наблюдает, как Белый Кролик завтракает, с аппетитом поглощая труху, которой, как любая игрушка, набит под завязку и которая периодически из него сыплется. Когда ящерка Билль падает от пинка девочки, разросшейся до невиданных пропорций, землю устилают его внутренности. Синяя Гусеница «собирается» из дырявого носка, глаза (!) и вставной челюсти. Не удержался Шванкмайер и от шоковых кадров, когда, скажем, из консервной банки, вскрываемой Алисой с намерением подкрепиться, выбегает орава тараканов… Да и в целом в фильме доминируют тусклые серо-зелёно-жёлтые тона – в пику пиршеству ярких красок у Диснея.
Таким образом, Ян Шванкмайер практически не скрывает, что адресовал произведение зрителям взрослым, вполне эстетически сформировавшимся, невзирая на придание повествованию подчёркнуто субъективного характера: даже реплики за встречаемых по пути существ Алиса произносит сама. Путешествие по Стране чудес больше напоминает не волшебное приключение, а – блуждание впотьмах по душному и замкнутому лабиринту, где каждая дверь таит страшный или неприятный сюрприз, любая же бытовая мелочь (от булавки до часов) обретает причудливые и пугающие формы. Если исходить из «вневременных» критериев, говорить «вообще», режиссёра-сценариста легко обвинить в искусственном привитии всё-таки жизнерадостному кэрролловскому замыслу – пессимизма и мизантропии. Вот только «Сон Аленки», судя по всему, и не мог быть иным в разгар «перестройки», когда привычные мерила смещались, а жизненный уклад казался страннее день ото дня. Тут чехословацкого кинематографиста впору похвалить за точность социально-психологического диагноза! Во всяком случае совсем скоро, в короткометражках «Смерть сталинизма в Богемии» /1990/ и «Еда» /1992/, он взглянул на творящиеся общественные перемены с уничижительным сарказмом.
__________ 1 – Не говоря уже о полнометражных комедиях (например, «Адела ещё не ужинала» /1978/ и «Три ветерана» /1984/), куда его приглашали в качестве аниматора. 2 – Свидетельством того, что сюрреалистическая традиция не ограничивается началом XX столетия.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Ха-ха. Искал в кино, нашел в анимации... и ведь верно, по сути ^_^. Хотя главная героиня - вполне живая и "жжет" не по возрасту.
Допускаю, что многим не понравится и они скажут, что я нашел то, чего в нем не было. А другие скажут, что нашел, но не то. Мне понравился. Очень и очень. И я не искал, честно ^_^. Что увидел - то увидел. Копирую собственный отзыв с дневника.
"Итак, жила-была дочь декана Оксфордского университета, девочка Алиса Лидделл... Ой, нет, не то. Сидела как-то в солнечный денек Алиса со старшей сестрой, читающей книжку без картинок... Ой, тоже не то. Сидела как-то раз девочка в своей комнатке среди игрушек и читала книжку Кэрролла. И не было никакого солнечного денька. И не была она дочерью Лидделла. И не было речки рядом, в которую можно было кидать камушки - приходилось кидать их в чашку с чаем и представлять, что это река. Ни кроличьих нор, ни уютного кресла - обычная старая мебель, пыль, скука и одиночество. И тогда произошло маленькое чудо - ожило чучело белого кролика, и Алиса сквозь ящик стола последовала за ним в Страну... Чудес? Да, это не та сумасшедшая, но живая и яркая страна, что описал Кэрролл. В Стране Чудес "новой Алисы" часто бывает темно и жутковато. Сказочные зверушки - лишь чучела. Кролик, из которого то и дело сыплются опилки, пугает. Опилки сыплются из всего, сказочный мир так и норовит рассыпаться, умереть. Сцена Безумного Чаепития также абсурдна, как у Кэрролла, но не смешна и напоминает какой-то бал в аду с зацикленным временем, так все правильно, непрерывно и бессмысленно. Другое дело, что от оригинала - как известно, у Кэрролла очень мало описаний - авторы, в общем-то, отошли куда меньше многих своих предшественников и последователей, нарисовав свою Страну - слегка пугающую, враждебную, но все же в ней интереснее, чем в этой комнате среди пыльных игрушек... все дети хотят сказки, даже если лета им не досталось. Алиса - другая. Она почти никогда не разговаривает с его обитателями, только путешествует и наблюдает. Только комментируя почти каждую реплику "по книжке": "Сказал кролик... сказала королева... крикнули животные..." И все-таки, она живет в этой своей сказке и верит в нее.
Фильму 10/10 только уже за выдержанную атмосферу - грустно и страшно. От того, что сказка, в которую верил в детстве, много лет спустя может показаться вот такой - неприятной, пыльной, с вывернутыми опилками... и 10/10 Алисе, так органично вписавшейся в этот выдуманный мир. Я люблю творчество Кэрролла и, пожалуй, только эта экранизация показалась мне не исказившей оригинала, хотя и дополнившей его чем-то. Возможно, из-за этой фразы, которой пронизан - безжалостно, насквозь - весь фильм: "И, наконец, представила, как эта маленькая девочка [Алиса] вырастет; и как сохранит сквозь годы простое и любящее детское сердце; и как ее собственные маленькие дети соберутся с ней, и их глаза восторженно заблестят от удивительных сказок, быть может, и о давнем сне про Страну Чудес; и как она будет чувствовать их простые маленькие печали, и найдет свою радость в их простых играх, вспоминая свое детство и счастливые летние дни". Льюис Кэрролл"
|
Какой же это сюр. Прям жуть. Хорошо, что маленьким такое не смотрел. Жуткий сюрреализм, абсурдный и беспощадный.
|
| | |