|
| | |
всего сделано правок - 40, последняя: 2023.01.13
| | | Сан-Франциско
Первый показ | | 1936.06.26 (США) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 5 чел. | | |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Блэки Нортон (Кларк Гейбл), владелец самого популярного развлекательного питейного заведения в Сан-Франциско, принимает на работу неизвестную, но многообещающую молодую певицу Мэри Блэйк (Джанет МакДональд). Их отношения очень быстро выходят за профессиональные рамки, но осложняются тем, что девушку приглашают на престижную оперную сцену, предрекая грандиозное будущее. Впрочем, всё это теряет особое значение, поскольку вскоре, 18-го апреля 1906-го года, на город обрушивается мощнейшее в его истории землетрясение. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2009.12.31 | Авторская оценка: 8/10 |
Кларк Гейбл, ещё не получивший предложение исполнить главную мужскую партию в величайшей мелодраме всех времён и народов1, но уже вошедший в число ведущих «звёзд» Голливуда, признался, что лично его интересовала именно любовная (дословно – «soppy», то есть ‘сентиментальная’) составляющая картины, а отнюдь не захватывающая дух кульминация. Это принципиально, особенно если учесть, что «Сан-Франциско» оказался подлинным эталоном того типа фильмов катастроф, что в известной степени противостоял более зрелищным произведениям – вроде «Кинг Конга», пользовавшегося сногсшибательным зрительским спросом чуть ранее, в 1933-м. Кто-то может заявить, что отличие здесь – в несущественных нюансах, поскольку обе разновидности базируются, в сущности, на одинаковых предпосылках. Внушительный по тем временам бюджет в размере $1,3 млн. позволил впечатляюще реконструировать картину разрушений, учинённых землетрясением, когда в мгновение ока целые жилые кварталы превращаются в руины, дома охватывает огонь, который прибывшие по вызову пожарные расчёты не в состоянии потушить из-за отсутствия в гидрантах воды, а сотни людей оказываются погребены под грудой обломков. Вот только…
Вот только большую часть повествования открыто доминируют законы совсем иных жанров – той же мелодрамы, причём с заметным уклоном в стихию мюзикла, поскольку пение является настоящим смыслом жизни мисс Блэйк, а песни, исполняемые ею в салуне Нортона, да и на сцене оперного театра, служат дополнительной, авторской характеристикой экранных событий. Вспомним хотя бы задорный жизнеутверждающий гимн Сан-Франциско – тому, как сказано в эпиграфе, «шумному, вульгарному, чувственному, великолепному городу», что перестал существовать за секунды, ровно в 5:30 утра 18-го апреля 1906-го года. Это придаёт повествованию грустный, почти библейский подтекст, осторожно навевая ассоциацию (особенно у зрителей-пуритан!) с участью Содома и Гоморры, на которые новый, восстановленный Сан-Франциско уже не похож, являясь «хранителем Золотых ворот», «первым среди морских портов, промышленным, развитым, уважаемым». Но главное заключается всё же в том, что У.С. Ван Дайк, хотя и отказавшийся от упоминания своего имени в титрах из-за вмешательства в творческий процесс других кинематографистов2, сосредоточился на человеческой стороне, заставив зрителей, что называется, прикипеть душой к Блэки и Мэри. Тем более сильное – вплоть до состояния шока – производит впечатление картина стихийного бедствия, несущего сотни и тысячи подобных человеческих трагедий. «Вуди – Один дубль»3 резко усиливает эффект, сочетая реализм страшного зрелища с резким, ошеломляющим воздействием «монтажа аттракционов» вполне в духе Сергея Эйзенштейна. Не приходится удивляться тому, что влияние фильма, практически не устаревшего, в том числе в техническом плане, просматривается в родственных жанровых образчиках, увидевших свет десятилетия спустя – и даже вдали от «фабрики грёз», например, на нашем «Экипаже» /1980/.
__________ 1 – Иных определений в отношении «Унесённых ветром» /1939/ американцы категорически не приемлют! 2 – Наиболее существенную лепту внесли такие классики, как Д.У. Гриффит, поставивший несколько сцен, и Эрих фон Штрогейм, дописавший в сценарии ряд сюжетных линий, которые не сработались с руководством MGM. 3 – Такое прозвище режиссёр получил за уникальный дар снимать сложные постановочные сцены с первого дубля.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |