|
| | |
всего сделано правок - 29, последняя: 2022.08.19
| | | Карнавальная ночь
Названия | | Karnavalnaya noch / Carnival in Moscow |
Первый показ | | 1956.12.29 (СССР) |
Проголосовало | | 86 чел. | | |
|
|
Серафим Иванович Огурцов (Игорь Ильинский), новый директор Дома культуры, берётся лично курировать подготовку важного мероприятия — торжественного и весёлого новогоднего представления. При этом «торжественное», согласно его замыслам, должно всецело доминировать над «весёлым» — иначе точно не получить одобрительных отзывов высокого начальства, направившего товарища Огурцова на ответственный участок общественной работы. Однако такой подход встречает яростное сопротивление в рядах молодых артистов-любителей во главе с Леной Крыловой (Людмила Гурченко), которой отведена в концерте главная партия. |
© Евгений Нефёдов, 2007.12.23 | Авторская оценка: 7/10 |
Эльдар Рязанов вспоминал в «Неподведённых итогах»1 о том, как «весело» и «торжественно» снимался фильм. Оказывается, ему, начинающему режиссёру, пришлось уступить настойчивым просьбам Ивана Пырьева и – после четырёх попыток уклониться! – взяться на свою голову за постановку музыкальной комедии. А «Мосфильм» превратился в сущее поле битвы: от дискуссий с самим признанным комедиографом и противоборства с более опытными членами коллектива до отрицательного вердикта спешно созванного художественного совета. Но, главное, инициатором приглашения Игоря Ильинского выступил вовсе не Рязанов, «видевший» в роли Огурцова Петра Константинова…
Как бы то ни было, сегодня-то сделанный выбор кажется безошибочным, а высокая посещаемость (48,64 миллионов человек) сеансов и десятилетиями не остывающая любовь к картине публики – являются неоспоримыми фактами. Да и сам Иван Пырьев, рекомендуя Ильинского, исходил2, возможно, не только из соображений в том духе, что «при гротесковом, буффонном решении сила сатиры увеличивается». Выдающийся комический актёр эпохи «великого немого» остался в зрительской памяти по преимуществу в обличии Бывалова3. А точнее, создателем собирательного образа бюрократа по-советски, что он сам дополнительно подчеркнёт, озвучив роль Победоносикова в радиопостановке «Бани» Владимира Маяковского. И не просто «бюрократа по-советски», но такового – времён крепнущего «культа личности» со всеми вытекающими последствиями. Тем важнее, думается, было продемонстрировать многомиллионной аудитории серьёзные метаморфозы, каким типаж подвергся уже в первые годы «оттепели». Вот и получается, что «Карнавальная ночь» остаётся куда более точным документом той недолгой, но незабываемой эпохи, чем иные «официальные» произведения, санкционированные чуть ли не лично Никитой Хрущёвым.
Разумеется, Огурцов по-прежнему наделён большими полномочиями, а нюансы в общении с отдельными важными начальниками косвенно свидетельствуют, что его усилия – всё-таки не личная блажь, всё-таки «кое-кем» и «кое-где» поощряются. Однако попытки во второй раз, уже в меньших масштабах и после того, как «поезд ушёл» (а точнее, уплыл гигантский тихоходный пароход), продемонстрировать неограниченную власть оказываются смехотворными. Ещё Карл Маркс предупреждал, что История потому и развивается столь нелепо, чтобы человечество, смеясь, расставалось со своим прошлым. Отсюда – всего шаг до привнесения в жизнь ощущения всеобщего праздника, тотального карнавала, не уступающего венецианскому и затеянного в ночь под Новый год, когда традиционно звучат пожелания с новым счастьем. Искромётные гэги в исполнении «весёлых ребят» из опять-таки нового, послевоенного поколения бесподобны. Как невозможно забыть и замечательные, греющие душу лирические моменты, в том числе – позволившие раскрыться незаурядному дарованию Людмилы Гурченко, вскоре заслужившей поистине всенародную любовь.
__________ 1 – Москва, издательство «Искусство», 1983. 2 – В противовес подопечному, уверенному в том, что «так называемая реалистическая сатира бьёт более точно, более хлестко, более полновесно». 3 – Из «Волги-Волги» /1933/ Григория Александрова.
Фильм удостоен первой премии на Всесоюзном кинофестивале в Москве (1958). |
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Очень хорошая комедия. Показывает, насколько важно чувство юмора. Иначе можно загубить все. И жаль, что некоторые начальники - самодуры. Они никогда не поймут своих подчиненных. А понимание интересов подчиненных - один из факторов мудрого управления. Песни замечательны и исполнены хорошо. Актеры довольно харизматичны и симпатичны.
8 из 10
|
Смотреть этот мюзикл немного похоже на просмотр любительской постановки, которая оказывается намного лучше, чем кто-либо мог ожидать — почти на профессиональном уровне, но с несколькими причудливыми напоминаниями о том, что у всех участников на самом деле есть рутинная повседневная работа. Место действия - празднование Нового года в Дворце культуры. Дворцы культуры (или дома культуры) были культурными центрами, которые обеспечивали инфраструктуру для культурных клубов и мероприятий людей из всех слоев общества. Само собой разумеется, что ежегодная варьете, подготовленная дворцом культуры, была, вероятно, лучше, чем организованная работниками случайной фабрики. Это объяснение во вселенной того, как этот фильм вскоре органично превращается в мюзикл. Этот фильм настолько хорошо передает атмосферу удивительно хорошего любительского спектакля, что, он очень подойдет для ежегодного ритуального просмотра в канун Нового года.
|
| | |