World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (46)
-релизы
-связки


 Промо
-постеры (30)
-кадры (3)
-трейлеры


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk


 Википедия
-википедия (jp)
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм

Страница создана:
Contributor

Над страницей работали:
Contributor
maniakra



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискинаписать отзывредактировать<-->


Подглядывающий Том (1960, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 30 | кадры 3
Подглядывающий Том


НазванияPeeping Tom / Face of Fear / Лицо страха
Названия (рус.)Подглядывающий / Подсматривающий
ПроизводствоВеликобритания
Форматполнометражный фильм
Хронометраж101 мин.
Жанркриминальный, драма, фильм ужасов
Первый показ1960.04.07 (Великобритания)
РежиссёрМайкл Пауэлл
Сценарий, идеяЛев Маркс
КомпозиторБрайан Исдэйл
В ролях Карлхайнц Бём, Мойра Ширер, Анна Мэсси, Максин Одли, Бренда Брюс, Майлз Маллесон и другие


Средний баллнужно больше оценок
Проголосовало
5 чел.
Место в рейтингефильм ещё не попал в рейтинг
Проголосуйте 





Краткое содержание

Хелен Стивенс (Анна Мэсси), отмечающая двадцать первый День Рождения, решает познакомиться с молодым соседом, живущим наверху. В ходе разговора выясняется, что Марк Льюис (Карлхайнц Бём) является владельцем дома, унаследованного от своего отца, профессора психиатрии Э.Н. Льюиса (Майкл Пауэлл). Марк также рассказывает Хелен, что работает на киностудии помощником оператора, настраивая фокус камеры, а параллельно — снимает документальный фильм, не расставаясь с собственным, портативным киноаппаратом. Однако постепенно у мисс Стивенс закрадываются подозрения, что Льюис скрывает куда более страшную тайну.

© Евгений Нефёдов, World Art



Кадры из фильма
посмотреть все кадры [3]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2011.01.17Авторская оценка:  10/10

Реакция консервативных англичан на этот фильм в момент премьеры как раз не вызывает удивления. Даже после правок, внесенных по настоянию цензуры, потребовавшей изъять кадры с обнажённой женской натурой (включая снимки в порнографическом альбоме, которые по вечерам делает Марк) и подсократить эпизоды убийств1, картина производила – и, заметим, производит! – крайне удручающее впечатление. Но, подозреваю, сильнее всего зрителей и особенно критиков задело то обстоятельство, что постановку осуществил не какой-нибудь ремесленник с Hammer Film Productions, а пятидесятипятилетний Майкл Пауэлл, живой классик национальной кинематографии. Режиссёр ещё посмел пригласить (словно в насмешку!) на роль второй жертвы, недалёкой и вульгарной актрисы на подмену, носящей жизнеутверждающе имя Вивиан, легендарную балерину Мойру Ширер, им же «открытую» для киноэкрана в незабвенной музыкальной драме «Красные туфельки» /1948/. Наконец, решение самолично изобразить (в семейной кинохронике, просматриваемой Марком) Э.Н. Льюиса, в образе маленького сына профессора, подвергаемого жутким психологическим опытам, запечатлеть собственного отпрыска Колумбию Пауэлла, а покойной жены учёного – его настоящую мать Фрэнки Рейди, наводило на вполне определённые подозрения. Дескать, что это, как не свидетельство необратимой моральной и эстетической деградации выдающегося творца?.. Масла в огонь подлили меткие сатирические зарисовки, в первую очередь – едкий выпад против властного киномагната Джона Дэвиса (с крупнейшей кинокомпании The Rank Organisation), выведенного в облике мелочного и раздражительного студийного босса Дона Джэрвиса. Карьера Пауэлла в родной Великобритании, по сути, оборвалась, и он был вынужден работать (чаще – подрабатывать подобно тому же Марку) на чужбине: от США до Австралии и даже… СССР2.

Ситуация, впрочем, постепенно менялась. Уже через десять-пятнадцать лет внимательный зритель мог заметить несомненные переклички с «Подглядывающим Томом» не только в новаторских триллерах (например, у итальянца Дарио Ардженто и американца Брайана Де Палмы), но и в антониониевском шедевре «Фотоувеличение» /1966/, предложившем несколько иной – более загадочный и неопределённый – вариант разрешения схожего метафизического конфликта. А радикально изменившийся тон суждений признанных кинематографистов3 и киноведов обеспечил ленте счастливую вторую жизнь, сделав объектом культа и заставив запоздало возвести её в ранг золотой классики. Задним умом заговорили о допущенной несправедливости, отмечая, что параллельно (!) увидел свет и познал триумф «Психо» Альфреда Хичкока (кстати, соотечественника и хорошего друга Майкла, с которым они сотрудничали ещё на излёте «великого немого»), не менее откровенно поведавшего о психических патологиях, включая пресловутую скоптофилию, также обозначаемую термином вуаёризм. Но ведь «маэстро преступления и наказания» не покушался на основы британского самосознания, не намекал на потаённые пристрастия почтенных джентльменов, стеснительно покупающих пикантные фотоальбомы, в отличие от коллеги, уже в названии заставившего вспомнить о постыдном случае с леди Годивой и парнем по имени Том, одарившим соответствующим идиоматическим выражением…

Да и в раскрытии данного аспекта Майкл Пауэлл и сценарист Лео Маркс идут куда дальше, не щадя ни персонажей, ни зрителей, ни… самих себя. Повествование начинается с крупного плана человеческого глаза, который авторы, в пику сюрреалистам Луису Бунюэлю и Сальвадору Дали, демонстративно не стали рассекать – ни в прямом, ни в переносном смысле. Они предпочли иной (по сути, противоположный) способ проникновения в подсознание, не воспроизводя порождаемые во сне образы, а дотошно и объективно фиксируя события – реализацию деструктивных подспудных установок. Сложно найти произведение, более непримиримо и полно говорящее о сущности психоанализа – феномена, чаще ассоциирующегося с добродушными интеллигентами вроде доктора Розена, приглашённого полицией и искренне восхищающегося отцом Марка, выспрашивая о его рукописях. Присутствие немецкого актёра Карлхайнца Бёма, запомнившегося по роли кайзера Франца Иосифа в австрийской трилогии о Зисси, дополнительно подчёркивает связь со знаменитой «венской школой», и сам профессор всего лишь доводит до предела методы фрейдистов, безукоризненно соблюдая чистоту научного эксперимента в ходе совершения вивисекции над человеческой (хуже того, детской) душой… Вместе с тем «Подглядывающий Том» – это и акт самоанализа. Попытка докопаться до причин собственной одержимости «киноглазом» и «радио-ухом» (не исключено, что с намеренной отсылкой к концепции Дзиги Вертова!), открывающими потрясающие возможности для фиксации неисчислимых явлений – вплоть до квинтэссенции страха жертвы в тот момент, когда она видит подлинное лицо смерти. Но ведь кинематографистами являются не только участники съёмочной группы, бьющиеся над очередным эпизодом какой-то глупой комедии: фильм рождается (затем возрождается и иногда перерождается) в процессе даже не проекции на белое полотно экрана, а – восприятия зрителем. То-то Марк пытается запечатлеть Хелен, смотрящую жуткую семейную хронику4! Использование т.н. «субъективной камеры» в данном случае приравнивает нас, завороженно следящих за перипетиями сюжета, к молодому серийному убийце… Предавшись столь необычной рефлексии, Майкл Пауэлл искренне старался предостеречь о существующих опасностях и, главное, об ответственности как коллег, воистину «инженеров человеческих душ», так и саму публику. Однако, судя по всему, остался не понят.


__________
1 – Бόльшая часть купюр оказалась, к сожалению, невосстановимой.
2 – На совместной картине «Анна Павлова» /1983/.
3 – В частности, Мартина Скорсезе, отметившего, что работа Пауэлла и феллиниевские «8 1/2» /1963/ «говорят всё, что только можно сказать, о съёмках, о процессе отношений с фильмом, объективности и субъективности этого и беспорядочном смешении данных аспектов».
4 – Сцена отзывается в развязке, когда сам режиссёр изучает реакцию мисс Стивенс, случайно запустившей проектор с отснятыми соседом плёнками.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».








Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура