|
| | |
всего сделано правок - 75, последняя: 2019.09.24
| | | Гоморра
Названия | | Gomorra / Gomorrah / Sei storie brevi |
Первый показ | | 2008.05.16 (Италия) |
Проголосовало | | 10 чел. | |  |
|
|
Экранизация бестселлера писателя Роберто Савиано, посвящённого каморре — неаполитанской преступной организации, являющейся самой могущественной в Италии и, возможно, в мире. Истории людей нескольких поколений из разных сфер деятельности, которых объединяет только одно: все они подчинены интересам криминального сообщества. Пожилой держатель «общака», который выплачивает субсидии родственникам тех, кто отбывает срок… Два повзрослевших, но не поумневших оболтуса, окончательно теряющих голову, когда им удаётся разворошить чужой тайник с оружием… Тринадцатилетний посыльный, которому приходится распрощаться с совестью, наведя бандитов на давнюю знакомую… Выпускник университета, втягиваемый в бизнес по захоронению токсичных отходов… Талантливый портной, который соглашается помочь китайским конкурентам и едва не платится за то жизнью… Конвейер смерти не остановить! |
© Евгений Нефёдов, 2009.02.28 | Авторская оценка: 7/10 |
При столь богатой истории итальянского криминального кинематографа, всегда оказывавшего повышенное внимание социально-политической составляющей явления, было бы странно, если б местные режиссёры обошли стороной незаконную империю, врастающую корнями в солнечный Неаполь. Оригинальнее прочих высказалась, помнится, Лина Вертмюллер, в своей, привычно язвительной манере поведавшая о каморре как «сложном переплетении женских судеб, переулков и преступлений». Однако столь обстоятельного и обезоруживающе смелого произведения об этой самой каморре наблюдать ещё, пожалуй, не приходилось. Тем отраднее, что Маттео Гарроне, хотя и появился на свет в 1979-м году – в тот момент, когда шумная волна т.н. «политического кино» уже большей частью схлынула, решил восполнить досадное упущение.
Почему «Гоморра» воспринимается новым словом? Причины не сводятся к хроникальной (я бы сказал – протокольной) достоверности, достижение которой писателю и кинодраматургу Роберто Савиано обошлось весьма дорого1. Реалии везде разные, и аналогичный эффект получали, в принципе, многие талантливые режиссёры. Только Гарроне напрочь, демонстративно, на корню отрицает все предшествующие эстетические традиции, где бы они ни появились. Юные братья то откровенно играют в «Лицо со шрамом» и тут же отправляются повторять подвиги Тони Монтаны, найдя собственных «колумбийцев» в выходцах из Африки, то устраивают спонтанный налёт явно в подражание грабителям из «Криминального чтива». А являются – великовозрастными бездельниками, не отличаясь ни интеллектом, ни удачливостью, чья участь предрешена. Окрестный большой босс пользуется устройством, заменяющим голосовые связки, – однако этой эффектной деталью его сходство с действительно мудрым и влиятельным гангстером из Нью-Йорка2 исчерпывается. Ещё смехотворнее замашки преступного авторитета районного масштаба, подражающего манерам брандовского «крёстного отца». И так далее! Даже пролог, вроде бы отдающий дань стереотипам жанра3, на поверку исполнен абсурда.
Маттео Гарроне идёт намного дальше предшественников, не ограничиваясь осмыслением биографий конкретных личностей, избравших кривую жизненную стезю, и даже феномена могущественного государства в государстве. В его трактовке каморра – полноценное общество в обществе. А точнее, субкультура, намертво сросшаяся с культурой великой европейской нации. Субкультура, безусловно, уродливая и кричаще бессмысленная: что ни инцидент, то – парад откровенных глупостей и нелепостей, тем не менее калечащих и подминающих чьи-то судьбы. Но что ещё хуже – при всём при этом субкультура потрясающе жизнестойкая, настроенная на неустанное самовоспроизведение в веках. Сколько ещё мальчишек, едва познав улицы, будет бездумно и фанатично твердить, что идёт тотальная, непрерывная война? Или каморристы хотят дождаться, чтобы вся Италия оказалась стёртой с лица Земли, точно Гоморра – библейский город грешников?!
__________ 1 – Из-за угроз физической расправы он вынужден находиться под круглосуточной охраной сотрудников правоохранительных органов. 2 – Имеется в виду «Год Дракона» /1985/ Майкла Чимино. 3 – Жестокие разборки в интерьерах солярия, символизирующего собой вожделенную сладкую жизнь.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |