|
| | |
всего сделано правок - 84, последняя: 2019.09.24
| | | Класс
Названия | | Entre les murs / The Class |
Первый показ | | 2008.05.24 (Франция) |
Проголосовало | | 13 чел. | | |
|
|
Хроника одного учебного года в обычной школе окраинного района Парижа. Франсуа Марен (Франсуа Бегодо) преподаёт французский язык и исполняет обязанности классного руководителя. Он стремится не просто познакомить подопечных с правилами словесности или даже найти с ними общий язык, но в первую очередь — подготовить парней и девушек к жизни, приоткрыть широту и многообразие существующих взглядов на действительность, научить мыслить. |
© Евгений Нефёдов, 2008.12.07 | Авторская оценка: 8/10 |
Присуждение пятому полнометражному фильму Лорана Канте «Золотой пальмовой ветви» удивляет не сильно. Каннский МКФ потому и считается ведущим киносмотром мира, что чутко и быстро реагирует на смену важных кинематографических и, главное, общественных тенденций. Но вот внушительный ажиотаж, вызванный вообще-то камерной, лишённой зрелищности и внешнего динамизма картиной у публики, прежде всего – в самой Франции, заставляет отнестись к феномену «Класса» с почтением и предельно внимательно. При этом хотелось бы верить, что даже зритель, незнакомый с состоянием дел в современной западной школе, не в силах остаться равнодушным и не почувствовать на интуитивном уровне морально-этическую остроту и исключительную важность затрагиваемых проблем.
И всё же лучше – иметь хотя бы отдалённое представление о существе того, о чём ведёт речь Франсуа Бегодо, чей одноимённый роман 2006-го положен в основу сценария. Будучи не только учителем от Бога, но и автором нескольких книг, множества журнальных статей, иными словами – блистательно совмещая практику с теорией, он не мог не ознакомиться с фундаментальным трудом соотечественников К. Бодло и Р. Эстабля1, впервые опубликованным в 1971-м году, когда, кстати, родился сам Франсуа. Фильм лишний раз подтверждает справедливость и не утратившуюся актуальность сделанных тогда выводов, обрисовывая работу всё той же школы «двух коридоров» и лишь уточняя: в начале третьего тысячелетия возник по меньшей мере один дополнительный фактор – засилье иммигрантов, носителей иных культур. В новых условиях Канте и Бегодо продолжают исследовать разработанную и опробованную ещё идеологами Просвещения2 социальную технологию, не позволяющую выходцам из низших слоёв преодолеть класс для «отстающих», покинув стены «полусредней практической» школы – школы для «пролетариев» или, точнее, узко-профильных («одномерных») специалистов. Технологию, отточенную за века и по-прежнему функционирующую безотказно, невзирая на самоотверженные усилия отдельных педагогов – как раз таких, как Марен. На своих-то «уроках французского»3 он стремится выйти за рамки регламентированных учебных программ, расшевелить душу детей, привить им навыки системного мышления, ораторского мастерства, отстаивания своих интересов законными и нравственно приемлемыми средствами. Но процесс всё равно идёт заданным курсом, и одарённый Вей, скорее всего, будет депортирован в Китай, дисциплинарный совет исключит вспыльчивого Сулеймана, а ещё одна ученица – никуда не денется от ненавистной системы профобразования. Оригинальный заголовок перекликается с названием альбома рок-группы «Пинк Флойд» и его киноверсии, и ведь, невзирая на всю разницу в выразительных средствах, использованных Аланом Паркером и Лораном Канте, их картины говорят, в сущности, об одном. О стенах, в которые безжалостно заточается личность, начиная со школьной скамьи.
__________ 1 – Работа подробно и, на мой взгляд, в нужном контексте рассмотрена С.Г. Кара-Мурзой в «Манипуляции сознанием». 2 – Франсуа вынужден признать, что «Кандид» Вольтера слишком сложен для его учеников. 3 – Созвучие произведению Валентина Распутина да и творчеству иных советских художников (допустим, кинорежиссёров Сергея Герасимова, Станислава Ростоцкого, Динары Асановой) настолько очевидно, что просто не может быть случайным!
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |