|
| | |
всего сделано правок - 24, последняя: 2019.09.24
| | | Прочисть мозги
Названия | | Free Rainer / Free Rainer - Dein Fernseher lügt |
Первый показ | | 2007.09.11 (Канада) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 5 чел. | |  |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Относительно молодой, но уже влиятельный телевизионный продюсер Райнер (Мориц Бляйбтрой), пребывает в жутчайшем творческом и экзистенциальном кризисе, основательно подсев на кокаин и вообще — не видя перспективы своего бренного существования. Едва не погибнув в автомобильной катастрофе, подстроенной девушкой по имени Пега (Эльза Шульц Гамбард), в чьей жизни он стал причиной трагедии, Райнер резко преображается. Отныне его цель — освобождение сограждан от власти пошлости и тупости, насаждаемых посредством малых экранов. |
© Евгений Нефёдов, 2008.10.04 | Авторская оценка: 5/10 |
По-моему, самым прозорливым в компании добровольцев в борьбе с могуществом сильных мира сего, тщательно оберегающих сложившийся порядок вещей, оказался Филипп. Справившийся с приступами социофобии, он, пытаясь понять, в чём именно кроется изъян системы телевизионных рейтингов, глубокомысленно подмечает, что успешность манипуляции гарантирована самим принципом отбора тех телезрителей, по чьим вкусам делается вывод о предпочтениях всего населения. Зачем нисходить до явной подтасовки, если можно предоставить право выбора людям, заведомо проверенным на благонадёжность и наделённым интеллектом ниже среднего?! Вот на этом Гансу Вайнгартнеру, пожалуй, и следовало сосредоточить внимание, занявшись анализом причин, а не следствий и обрушившись с критикой не на исполнителей, но на организаторов и идеологов процесса. И тогда язвительная отсылка к наследию Адольфа Гитлера, сделанная Райнером в изобличение кредо непосредственного руководителя да и практически всех закулисных хозяев mass media, попала бы не в бровь а в глаз!..
По факту же, к сожалению, позиция самих авторов не является такой уж безупречной. При всём уважении к искренности тридцатисемилетнего режиссёра австрийского происхождения, написавшего сценарий вместе с Катариной Хельд, многие важные идеи картины со столь громким заглавием давно стали прописной истиной для всех, кто хоть поверхностно знаком с затрагиваемой тематикой. Да чего там – звучат чуть ли не цитатами из серьёзных работ о «манипуляции сознанием»1 современного человека, в которой СМИ, и телевидению в особенности, отведена едва не ведущая роль. Проблема в том, что в стремлении придать жизненность явно схематичному замыслу Вайнгартнер нещадно заимствует наработки у… «фабрики грёз», начиная с драматургической конструкции, апробированной ещё Фрэнком Капрой2 и ныне – широко распространённой в произведениях Голливуда. Вот и его уверения в возможности переустройства общества, да ещё столь малыми силами и в кратчайшие сроки, отдают утопией, в отличие от вывода того же Кара-Мурзы, заметившего, что «Запад совершил фатальную ошибку и зашел в тупик» – «стал мышеловкой, из которой нет выхода, ибо когда из неё выходишь, она выворачивается наизнанку и ты снова оказываешься внутри неё». Даже если допустить, что возникновение этой «новой духовности… или как её там»3 возможно, ничто не позволяет думать, что возвращение в прежнее, равновесное состояние не произойдёт в ближайшей перспективе. Жаль, что Ганс Вайнгартнер не усвоил уроки вовсе не американских коллег, а заслуженно чтимого им4 немца Райнера Вернера Фассбиндера, умевшего использовать «дьявола» в лице «массовой культуры», не вступая с ним в сомнительные сделки и тем более – не закладывая душу.
__________ 1 – Воспользуемся названием, наверное, главного труда отечественного мыслителя, публициста и учёного-химика С.Г. Кара-Мурзы. 2 – В своей, наверно, самой оптимистичной комедии «Познакомьтесь с Джоном Доу» /1941/. 3 – По выражению одного из самых главных боссов телеканала. 4 – Начиная с имени главного героя и его пристрастия к наркотикам – и вплоть до звучащего в диалоге названия ленты «Страх съесть душа» /1974/ и иронических цитат из «Германии осенью» /1978/, «Третьего поколения» /1979/ и т.д.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |