|
| | |
всего сделано правок - 60, последняя: 2021.08.25
| | | Грязная дюжина
Первый показ | | 1967.06.15 (США) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 7 чел. | |  |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Майор Райзман (Ли Марвин), числящийся у начальства на не очень хорошем счету из-за строптивости характера, получает возможность реабилитировать себя благодаря исключительно опасной миссии. Ему в подчинение выделяют двенадцать солдат, приговорённых трибуналом к смертной казни или отбыванию длительного срока на каторге. Флегматичный сын шахтёра Джозеф Владислав (Чарльз Бронсон), бывший уголовник Виктор Франко (Джон Кассаветис), религиозный фанатик Арчер Мэгготт (Телли Савалас) и другие члены команды, назвавшие себя «грязной дюжиной», проходят полугодовой курс интенсивной тренировки, чтобы затем осуществить дерзкую диверсию в тылу у нацистов. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2009.10.14 | Авторская оценка: 7/10 |
Почему Роберт Олдрич так порывался осуществить постановку? Он мечтал приобрести права на экранизацию одноимённого романа Э.М. Натансона – однако оказался не столь проворным, как представители MGM, заключившие сделку в мае 1963-го, то есть за два года до того, как книга вышла из печати и стала бестселлером. Можно сказать, каждый кадр является свидетельством того, с каким энтузиазмом подходил к работе режиссёр, по праву принадлежавший к числу ведущих мастеров по созданию жёстких, истинно мужских1 фильмов. «Грязная дюжина» осталась одним из лучших произведений в активе постановщика, по часто высказываемому мнению – квинтэссенцией его творчества, а заслуженный коммерческий триумф надолго обеспечил картине звание чуть ли не эталона военного боевика.
Дело не только в том, что действию присущи динамизм и отсутствие сантиментов, а кульминации – впечатляющая зрелищность: 85 человек под руководством художника-постановщика Уильяма Хатчинсона возвели в натуральную величину французский замок, который затем был эффектно взорван. Ещё удачнее выписаны характеры действующих лиц, яркие, моментально врезающиеся в память. Тон задаёт, безусловно, Ли Марвин, непростительно долго державшийся заокеанским кинематографом и телевидением на вторых, причём преимущественно отрицательных, ролях, который явно опирается на личный опыт, полученный в годы Второй мировой войны в морской пехоте. Но не менее достойно смотрятся и коллеги поневоле, начиная с Чарльза Бронсона (как раз в преддверии собственной славы!) и Джона Кассаветиса и заканчивая темнокожим Джимом Брауном.
И всё-таки «Грязная дюжина» не так одномерна, как может показаться на поверхностный взгляд. Олдрич и сценаристы Наннэлли Джонсон и Лукас Хеллер приложили неимоверные усилия, чтобы лента, не утратив боевой составляющей, одновременно получила двусмысленный, «еретический» оттенок. В данной связи любопытна сцена своеобразной «тайной вечери»3, где место Иуды отведено, естественно, психически нестойкому Мэгготту. Авторы, почти не прикрываясь пламенными речами и пафосными кадрами, проводят тезис о том, что война – это ад. Нет никаких благородных воинов, сражающихся за высокие идеалы, – есть группа циничных и беспринципных преступников, совершающих подвиг под напором обстоятельств (вспомним пролог с казнью!), а вовсе не вследствие внутреннего преображения. Напрасно Франко поначалу демонстрировал непокорность: именно его уголовные навыки пришлись как нельзя кстати. Грязной дюжина стала не столько потому, что отказалась в знак протеста бриться и мыться: члены команды в совершенстве овладели «грязными» средствами достижения победы на войне, за что и оказались возведены в ранг героев.
__________ 1 – Причём это чувствуется даже в его произведениях, посвящённых представительницам прекрасного пола. 2 – Прокатная плата составила $20,4 млн., обеспечив ленте пятое место в сезоне. 3 – Возможно, не обошлось без влияния Луиса Бунюэля («Виридиана» /1961/), а Олдрича, в свою очередь, ещё язвительнее процитирует почти однофамилец Роберт Олтман, перетянувший, к тому же, в тотально пацифистский «M.A.S.H.» /1970/ актёра Дональда Сазерленда.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |