|
| | |
всего сделано правок - 18, последняя: 2020.01.14
| | | Заклятие долины змей
Названия | | Klatwa doliny wezy |
Первый показ | | 1988.10.03 (Польша) |
Проголосовало | | 12 чел. | | |
|
|
Ещё в молодости парижский антиквар Травен (Роман Вильгельми) выкрал из буддийского монастыря священную реликвию с таинственным манускриптом. В нём было сказано, что в Долине тысячи змей хранится оружие, обладатель которого станет властелином мира. Проходит время — и Травен вместе с польским учёным Тарнасом (Кшиштоф Кольбергер) отправляется в путь, не предполагая, что тайна манускрипта известна террористам, двинувшимся следом. |
© Евгений Нефёдов, 2008.05.27 | Авторская оценка: 2/10 |
С момента своей предыдущей совместной с Советским Союзом (точнее, с «Таллинфильмом») постановки Марек Пестрак успел снять сугубо польский мистический фильм ужасов1. Полученный опыт, конечно, не мог не пригодиться2 при изложении истории парижского антиквара, майора в отставке Травена, обладателя священной реликвии лаосского монастыря, который вместе с профессором Тарнасом, исследователем из ПНР, и журналисткой Кристин отправился в полумифическую Долину тысячи змей, где, согласно только что расшифрованному манускрипту, находится оружие невиданной силы. Но если в «Дознании пилота Пиркса» /1978/, первом опыте сотрудничества служителей девятой музы из братских стран, сочетание западной и восточноевропейской традиций научной фантастики казалось на редкость продуманным, а потому – плодотворным, то «Заклятие Долины змей»…
Не очень хочется сдерживаться! Картина – подлинный кинематографический мутант. Так называемый «критический» пафос по существу оборачивается набором избитых штампов: выяснится, что Травен украл реликвию, проходя в 1945-м году в Индокитае службу, что за тайну борются могущественные разведки капстран и международные террористы, что в дело замешаны личные и идеологические интересы и т.п. Хуже того, его, этого самого пафоса, наличие весьма странно сочетается с явными заимствованиями подражательного характера из знаменитых спилберговских приключенческио-фантазийных лент об Индиане Джонсе. Редким светлым моментом на пути искателей потерянного манускрипта, преодолевающих одну опасность за другой, изображается встреча с благородным и дружелюбно настроенным советским учёным, товарищем Тарнаса. А он сам, как водится, оказывается жертвой лицемерного самозваного коллеги из-за «железного занавеса».
Впрочем, это ещё цветочки! Совершенно никуда не годится финал с превращением главного злодея в… отвратительного инопланетянина. Дело не в самом по себе сюжетном повороте, придуманном Пестраком с кинодраматургами Войцехом Нижынским и Владимиром Валуцким. Ведь и у Стивена Спилберга развязка, помнится, поразила своей причудливостью – и откровенно околонаучным характером. Несопоставимый уровень комбинированных съёмок3 низводит опус до уровня голливудских поделок класса «Z» – что-то типа «Лазерного взрыва» /1978/ Майкла Рае. Хочется верить, что исключительно дефицит (пусть постепенно компенсировавшийся!) кинозрелищ, а не поголовное отсутствие хорошего вкуса у зрителей позволил картине крайне удачно пройти в отечественном прокате, с результатом 32,3 миллиона зрителей заняв седьмое место в сезоне. Куда сложнее объяснить, почему фильм не был предан забвению – и вроде бы не без успеха демонстрировался позднее по телевидению.
__________ 1 – «Волчица» /1983/ была одним из, в принципе, нечастых для социалистических кинематографий жанровым образчиком! 2 – Ещё до появления продолжения исторического хоррора об оборотнях, вышедшего в 1990-м году. 3 – Употреблять термин «специальные эффекты» в данной связи как-то стыдно.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Первый фильм ужасов который я увидел. Такая себе смесь приключенческого кино, фантастики, мистического триллера и фильма ужасов. Тогда (в конце 80-х гг.) заходил на ура, а сейчас... Так себе кино. Хотя смотреть вполне можно.
|
| | |