|
| | |
всего сделано правок - 44, последняя: 2019.09.24
| | | Импорт-экспорт
Первый показ | | 2007.05.21 (Франция) |
Проголосовало | | 8 чел. | | |
|
|
Две судьбы. Два разных вектора. Ольга (Екатерина Рак), медсестра с Украины, бросает свою семью, чтобы найти лучшую долю на Западе, и в итоге — устраивается на работу уборщицей в австрийском доме для престарелых. Пауль (Пауль Хофман), безработный охранник из Вены, отправляется вместе с отчимом Михаэлем (Михаэль Томас) на Восток и в результате — оказывается на Украине. Двое жаждущих начать новую жизнь столкнулись с суровой реальностью. Две истории о поисках счастья и материальной выгоды, о тёмных сторонах сексуальности и смерти и о том, как трудно чистить зубы чучелу лисы. |
© Евгений Нефёдов, 2008.05.03 | Авторская оценка: 6/10 |
«Импорт-экспорт», разумеется, перекликается с первым игровым опытом признанного австрийского кинодокументалиста Ульриха Зайдла, «Собачья жара» /2001/, тем более что в написании сценария вновь участвовала женщина-кинодраматург Вероника Франц. Казалось бы, всё то же самое. Та же самая манера с хроникальной беспристрастностью фиксировать действительность, избирая либо отталкивающие объекты изображения, либо – ракурсы, деформирующие её, действительности, привычное восприятие. Та же самая, скажем так, особенность представлять вопиющие или по меньшей мере – шокирующие вещи тихо и по-будничному. В одном из кадров Ольга проходит мимо известного памятника, увековечившего достижения деятелей советской авиакосмической промышленности, ныне же выглядящего заброшенным и вообще – способного вызвать разве что горькую усмешку. Обыденностью девушек из украинского города Николаева стали полуподпольные Интернет-студии, где они специально для богатых похотливых иностранцев разыгрывают перед веб-камерами сексуальные сцены. И лишь по нервной манере курить сигарету за сигаретой в перерывах можно понять о внутреннем страдании и унижении, которые приходится изо дня в день преодолевать ради элементарного выживания.
Поначалу можно решить, что Зайдл, взявший на себя функции и, соответственно, риск продюсера, пошёл на некоторую уступку повествовательному кинематографу, поведав вполне обычную, логически понятную историю. И даже по-гриффитовски прибегнул к косвенному (монтажному) сопоставлению событий, внешне развёртывающихся независимо друг от друга. А между тем фильм не случайно носит подобное, дуальное название. Импорт-экспорт – это как современная (политэкономическая) интерпретация мироустройства в понимании древних, видевших Вселенную в гармонии двух противоположных начал: инь и ян. Говоря по-простому, за всё приходится платить. Жизнь сама найдёт способ восстановить равновесие, используя для того беспомощных, точно шахматные фигурки, людей. По-моему, небесспорно!
Впрочем, авторский просчёт кроется не в основной философской предпосылке. Зайлдовская убеждённость в том, что миссия художника состоит в беспристрастном отражении окружающего мира, а никак не в попытке этот самый мир изменить, к счастью, не позволяет сбиться на развесистую «клюкву». И всё равно разница очевидна, делая невозможной достижение подлинной, безусловной гармонии – даже недолгой, пока звучит вальс, под который Ольга танцует с одним из пациентов. Австрийские эпизоды почти безупречны и в обрисовке тщедушных и мелочных местных обывателей, снедаемых чёрной завистью к тем, кто пока не разучился чувствовать, и в изображении безысходного бытования стариков, доживающих свой век в полузабытьи. А от финала, веющего смертью1, и вовсе становится не по себе! Однако того же самого, к сожалению, уже не скажешь про украинские сцены, в которых режиссёр, вопреки всем стараниям, остаётся созерцателем, наблюдая за происходящим со скрупулёзностью, граничащей с равнодушием. Есть своя справедливость в том, что в конкурсе Каннского МКФ Ульрих Зайдл уступил Гран-при румыну Кристьяну Мунджу, с большим знанием и тактом рассказавшему о лишениях, выпавших на долю граждан Восточной Европы.
__________ 1 – «Tod… Tod… Tod…» (‘смерть, смерть, смерть’) – повторяет в бреду одна из обитательниц приюта, давно помрачившаяся рассудком.
Главные роли исполнили непрофессиональные актеры — Екатерина Рак и Пауль Хофман, в кино ранее не снимавшиеся. |
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |