|
| | |
всего сделано правок - 51, последняя: 2021.07.13
| | | Битва за огонь
Первый показ | | 1981.12.16 (Франция) |
Проголосовало | | 9 чел. | | |
|
|
Действие разворачивается в доисторические времена. После того, как племя уламов, подвергшееся нападению воинственных соперников, лишилось огня, являющегося одним из средств выживания, Нао (Эверетт МакГилл), Амукар (Рон Перлман) и Гоу (Николас Кади) отправляются на его поиски. Им придётся выдержать серьёзные испытания — но старания будут вознаграждены сторицей. А Амукар даже встретит свою любовь — Ику (Рэй Дон Чонг), девушку из племени ивака, знающего новый способ добывания огня. |
© Евгений Нефёдов, 2008.03.18 | Авторская оценка: 7/10 |
На тот момент, когда Жан-Жак Анно и кинодраматург Жерар Брах приступили к экранизации романа Дж.Х. Росни-младшего соответствующая тематика была основательно дискредитирована недорогими по затратам и откровенно развлекательными произведениями. От «Миллиона лет до нашей эры» /1966/ с участием Рэкуэл Уэлч, щеголявшей в шкурах, обнажавших самые «выгодные» места, до ряда натуралистичных фильмов ужасов, живописавших варварские обычаи, сущий «ад каннибалов». Уже в рекламном слогане, обещая «научно-фантазийное приключение», французские кинематографисты заявляют о твёрдом намерении порвать с порочной традицией. Приглашение английского писателя-интеллектуала Энтони Бёрджесса, разработавшего средства вербального общения соплеменников, усилия хореографа Десмонда Морриса, тщательно продумавшего жестикуляцию и язык тела доисторических людей, грим Сары Мозани и Мишеля Бёрка, отмеченный премией «Оскар», – всё говорит о скрупулёзности и пунктуальности, серьёзном исследовательском подходе. «Битва за огонь» стала подлинным эталоном того, как следует реконструировать на экране эпоху, о которой современное человечество имеет приблизительные и, в принципе, лишь косвенные знания. После выхода такой ленты, по-видимому, только и оставалось (в том числе самому Анно!), что снимать комедии на ту же тему…
Разумеется, о внушительном международном успехе1 сложно было бы и мечтать, если б картина не отличалась достаточной зрелищностью. Жан-Жак Анно, пожалуй, впервые2 продемонстрировал редкостный дар сочленять научно-художественные изыскания с умением высветить моменты, наиболее важные и интересные для современного зрителя. Условно говоря, ни мамонты, ни саблезубые тигры, не пережившие ледниковый период, вовсе не выглядят на экране «загримированными» (точнее, замаскированными!) слонами и тиграми. И о существовании наших предков в те отдалённые времена получаешь более полное и наглядное3 представление, чем из десятков многословных трактатов по антропологии и этологии. И вместе с тем перед нами – живые существа, люди из плоти и крови, решающие схожие и житейские, и экзистенциальные проблемы, невзирая на обывательский стереотип, что человек тогда мало чем отличался от приматов. Рон Перлман и Рэй Дон Чонг, позднее получившие известность, психологически очень точны, изображая высокую страсть, облагораживающую «грубые» и «дикие» обстоятельства зарождения любви, которая, судя по всему, действительно правит миром.
__________ 1 – Бюджет составил внушительную сумму, $12,5 млн., но и общемировые кассовые сборы оцениваются в сумму $67,4 млн., из которой $21 млн. пришлось на североамериканский прокат. 2 – Это качество пригодится ему ещё не раз, например, в случае с картиной «Медведь» /1989/, почти мгновенно ставшей классикой кинематографа о животных. 3 – И, заметим мимоходом, без явной адаптации под «требования» современной морали, едко высмеянные ещё Фридрихом Энгельсом в «Происхождении семьи, частной собственности и государства».
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Из книги взята только идея и несколько эпизодов. Никакого восхищения свободой духа, силой и красотой человеческого тела мы здесь не найдём. Вообще, французы довольно талантливы, когда берутся за изображение людей в качестве полуживотных, только почему-то грязных, тупых и неповоротливых - напрашивается параллель с комедией Les visiteurs с Жаном Рено. Поэтому фильм рекомендуют антропологи, за демонстрацию достаточно достоверного, по их мнению, портрета неандертальца.
|
| | |