|
| | |
всего сделано правок - 47, последняя: 2023.02.19
| | | Кабинет доктора Калигари
Названия | | Das Cabinet des Dr. Caligari. / Das Kabinett des Doktor Caligari / The Cabinet of Dr. Caligari |
Первый показ | | 1920.02.26 (Германия) |
Проголосовало | | 28 чел. | | |
|
|
Франсис (Фридрих Фейер), пациент клиники для душевнобольных, рассказывает леденящую кровь историю. Будучи студентом, он, его товарищ Алан (Ганс Хайнрих фон Твардовски) и прочие жители Хольстенвалле стали свидетелями феноменальных гипнотических манипуляций инфернального доктора Калигари (Вернер Краусс), полностью подчинившего себе сознание сомнамбулы Чезаре (Конрад Фейдт) и демонстрирующего силу внушения на местной ярмарке. Вскоре по городу пронеслась весть о серии таинственных смертей. Догадавшись о том, кто за всем стоит, Франсис с ужасом открывает, что следующей жертвой убийцы должна стать его возлюбленная, прекрасная Джейн (Лил Даговер). И что доктор, занимающий, оказывается, должность директора психиатрической клиники, на самом деле является тем самым монахом по имени Калигари, который вместе с Чезаре ещё в 1093-м году наводил ужас на обитателей небольших поселений Северной Италии. Что это? Бред сумасшедшего или правда, в которую просто отказываются верить?.. |
© Евгений Нефёдов, 2007.12.10 | Авторская оценка: 10/10 |
Вообще-то не тридцатидевятилетнему Роберту Вине, а более молодому немецкому режиссёру, Фрицу Лангу, было предначертано, казалось бы, самой судьбой осуществить постановку, положив начало экспрессионизму как кинематографическому течению и чуть ли не всему жанру фильмов ужасов. Но тот по настоянию продюсеров прервал съёмки, взявшись за вторую серию детектива «Пауки» /1919-20/, хотя именно его коррекции первоначального замысла кажутся принципиальными. Сценаристы Карл Майер и Ганс Яновиц всё-таки в большей степени следовали традициям романтической литературы1, прежде всего Эрнста Т.А. Гофмана и Эдгара Аллана По, в то время как пролог и эпилог придуманы именно Лангом. Реалистичность сцен в психиатрической клинике, обрамляющих фантастический рассказ, неожиданно придаёт достоверность всему происходящему. Тем самым – повергая в особый трепет зрителя, уже и сомневающегося, что услышал обычный бред умалишённого, ибо финальный долгий, пронзительный, многозначительный взгляд прямо в объектив камеры доктора не может не заронить в душу тень сомнения.
Знаменательно, что оба кинодраматурга, как и Ланг, который в собственной трилогии о Мабузе раскроет мотив не менее блестяще, являлись подданными Австро-венгерской империи2 незадолго до её распада. Атмосфера государства, в котором доминировали всеобщий абсурд и власть сил непонятной природы (бюрократии или самого сатаны?!), смешалась с настроениями, охватившими Германию, побеждённую в Первой мировой войне, ввергнутую в хаос. Фильм не случайно производит впечатление сбывшегося пророчества, раскрывая возможность и даже неизбежность пути «от Калигари до Гитлера». Зигфрид Кракауэр, автор одноимённого киноведческого труда, справедливо указал на бесстрастно и точно зафиксированный на экране момент рождения будущей «толпы чудовищ и тиранов», которые от порабощения одного человека легко и играючи перейдут к оболваниванию масс. К суггестивному внедрению установок на подчинение и безропотное исполнение – практически в сомнамбулическом состоянии – чужых преступных намерений.
Социально-исторический подтекст фильма Вине важен необычайно – ничуть не меньше, нежели новаторское изобразительное решение, ставшее новым словом в молодом искусстве. Архитектора Германна Варма, художников Вальтера Райманна и Вальтера Рёрига, сотворивших причудливые, подчёркнуто искусственные декорации с деформированной геометрией, с нарисованными краской тенями, кое-кто даже объявил подлинными авторами ленты! И всё же «Кабинет доктора Калигари» по сей день принадлежит к числу самых загадочных и страшных произведений в истории кинематографа. Вине словно приглашает зрителя на прогулку по запретному запредельному миру, за проникновение в тайны которого с неизбежностью следует кара: другой становится сама реальность. Расплачиваются не только Франсис, убеждённый в наличии злокозненного заговора и с болью в сердце взирающий на Джейн, чей рассудок помутился. Но и для Калигари, одержимо штудирующего сборник университета Упсалы 1156-го года издания, постижение и освоение законов сомнамбулизма не остаётся без последствий. Мотив, идущий от Библии (Древо знания, плоды коего вкусили Адам и Ева), получил у экспрессионистов – вслед за романтиками – отличное развитие. Отсюда – совсем недолго до осознания того, что все мы существуем под наставления незримой силы, руководствуясь в своих поступках внушениям извне.
_________ 1 – Правда, источником вдохновения Яновицу послужил инцидент, свидетелем которому он стал лично, посетив карнавал. 2 – Как и, скажем, Франц Кафка, чьё творчество считается созвучным экспрессионизму. 3 – Здесь возникает ассоциация с творчеством А.П. Чехова («Палата № 6») и Ф.М. Достоевского, тем более что среди картин Вине есть «Раскольников» /1923/. 4 – Все трое входили в берлинскую группу экспрессионистов «Штурм».
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Ой, очень сложный фильм, держит в напряжении до самого конца. После просмотра ощущение было двоякое.
|
Вытекли глаза от цветных фильтров.
|
"Кабинет доктора Калигари" буквально на годы опередил свое время и остается триумфальным достижением в жанре немецкого экспрессионизма. Фильм запомнившийся в основном своими потрясающими декорациями, в которых фигурировали кривые здания и искривленные пейзажи, также может похвастаться одной из первых попыток закрученного финала, что-то совершенно новое и шокирующее для своего времени.
Удивительный эпизод, в котором Калигари раскрывает свое истинное безумие, заставляет Калигари спотыкаться по неровным улицам Германии, преследуя текстовые бредни, написанные в воздухе. Замечательное достижение для своего времени.
Это, несомненно, один из самых влиятельных и фундаментальных фильмов, когда-либо созданных.
Из интересных фактов: внешний вид Калигари был вдохновлен портретами немецкого философа Артура Шопенгауэра. А также сценарист Ханс Яновиц утверждает, что идея фильма пришла ему в голову, когда он однажды был на карнавале. Он увидел странного человека, скрывающегося в тени. На следующий день он услышал, что там зверски убили девушку. Он пошел на похороны и увидел того же человека, скрывающегося вокруг. У него не было доказательств того, что странный человек был убийцей, но он воплотил эту идею в фильме.
|
| | |