World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (28)
-связки


 Промо
-постеры (33)
-кадры (7)
-трейлеры


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk


 Википедия
-википедия (jp)
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискичитать отзывы (3)редактировать<-->

страница создана Contributor от 2007.12.09
всего сделано правок - 47, последняя: 2023.02.19

Кабинет доктора Калигари (1920, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 33 | кадры 7
Кабинет доктора Калигари


НазванияDas Cabinet des Dr. Caligari. / Das Kabinett des Doktor Caligari / The Cabinet of Dr. Caligari
ПроизводствоГермания
Форматполнометражный фильм
Хронометраж71 мин.
Жанрдрама, фильм ужасов, триллер
Первый показ1920.02.26 (Германия)
Бюджет$18,000
Основаоригинальная идея
РежиссёрРоберт Вине
Сценарий, идея Карл Майер, Ганс Яновиц
Композитор Ричард Мэрриотт, Тимоти Брок и другие
В ролях Вернер Краусс, Конрад Фейдт, Фридрих Фейер, Лил Даговер, Ганс Хайнрих фон Твардовски, Рудольф Леттингер и другие


Средний балл8.1 из 10
Проголосовало
28 чел.
Место в рейтинге1049 из 8109
Проголосуйте 





Краткое содержание

Франсис (Фридрих Фейер), пациент клиники для душевнобольных, рассказывает леденящую кровь историю. Будучи студентом, он, его товарищ Алан (Ганс Хайнрих фон Твардовски) и прочие жители Хольстенвалле стали свидетелями феноменальных гипнотических манипуляций инфернального доктора Калигари (Вернер Краусс), полностью подчинившего себе сознание сомнамбулы Чезаре (Конрад Фейдт) и демонстрирующего силу внушения на местной ярмарке. Вскоре по городу пронеслась весть о серии таинственных смертей. Догадавшись о том, кто за всем стоит, Франсис с ужасом открывает, что следующей жертвой убийцы должна стать его возлюбленная, прекрасная Джейн (Лил Даговер). И что доктор, занимающий, оказывается, должность директора психиатрической клиники, на самом деле является тем самым монахом по имени Калигари, который вместе с Чезаре ещё в 1093-м году наводил ужас на обитателей небольших поселений Северной Италии. Что это? Бред сумасшедшего или правда, в которую просто отказываются верить?..




Кадры из фильма
посмотреть все кадры [7]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2007.12.10Авторская оценка:  10/10

Вообще-то не тридцатидевятилетнему Роберту Вине, а более молодому немецкому режиссёру, Фрицу Лангу, было предначертано, казалось бы, самой судьбой осуществить постановку, положив начало экспрессионизму как кинематографическому течению и чуть ли не всему жанру фильмов ужасов. Но тот по настоянию продюсеров прервал съёмки, взявшись за вторую серию детектива «Пауки» /1919-20/, хотя именно его коррекции первоначального замысла кажутся принципиальными. Сценаристы Карл Майер и Ганс Яновиц всё-таки в большей степени следовали традициям романтической литературы1, прежде всего Эрнста Т.А. Гофмана и Эдгара Аллана По, в то время как пролог и эпилог придуманы именно Лангом. Реалистичность сцен в психиатрической клинике, обрамляющих фантастический рассказ, неожиданно придаёт достоверность всему происходящему. Тем самым – повергая в особый трепет зрителя, уже и сомневающегося, что услышал обычный бред умалишённого, ибо финальный долгий, пронзительный, многозначительный взгляд прямо в объектив камеры доктора не может не заронить в душу тень сомнения.

Знаменательно, что оба кинодраматурга, как и Ланг, который в собственной трилогии о Мабузе раскроет мотив не менее блестяще, являлись подданными Австро-венгерской империи2 незадолго до её распада. Атмосфера государства, в котором доминировали всеобщий абсурд и власть сил непонятной природы (бюрократии или самого сатаны?!), смешалась с настроениями, охватившими Германию, побеждённую в Первой мировой войне, ввергнутую в хаос. Фильм не случайно производит впечатление сбывшегося пророчества, раскрывая возможность и даже неизбежность пути «от Калигари до Гитлера». Зигфрид Кракауэр, автор одноимённого киноведческого труда, справедливо указал на бесстрастно и точно зафиксированный на экране момент рождения будущей «толпы чудовищ и тиранов», которые от порабощения одного человека легко и играючи перейдут к оболваниванию масс. К суггестивному внедрению установок на подчинение и безропотное исполнение – практически в сомнамбулическом состоянии – чужых преступных намерений.

Социально-исторический подтекст фильма Вине важен необычайно – ничуть не меньше, нежели новаторское изобразительное решение, ставшее новым словом в молодом искусстве. Архитектора Германна Варма, художников Вальтера Райманна и Вальтера Рёрига, сотворивших причудливые, подчёркнуто искусственные декорации с деформированной геометрией, с нарисованными краской тенями, кое-кто даже объявил подлинными авторами ленты! И всё же «Кабинет доктора Калигари» по сей день принадлежит к числу самых загадочных и страшных произведений в истории кинематографа. Вине словно приглашает зрителя на прогулку по запретному запредельному миру, за проникновение в тайны которого с неизбежностью следует кара: другой становится сама реальность. Расплачиваются не только Франсис, убеждённый в наличии злокозненного заговора и с болью в сердце взирающий на Джейн, чей рассудок помутился. Но и для Калигари, одержимо штудирующего сборник университета Упсалы 1156-го года издания, постижение и освоение законов сомнамбулизма не остаётся без последствий. Мотив, идущий от Библии (Древо знания, плоды коего вкусили Адам и Ева), получил у экспрессионистов – вслед за романтиками – отличное развитие. Отсюда – совсем недолго до осознания того, что все мы существуем под наставления незримой силы, руководствуясь в своих поступках внушениям извне.


_________
1 – Правда, источником вдохновения Яновицу послужил инцидент, свидетелем которому он стал лично, посетив карнавал.
2 – Как и, скажем, Франц Кафка, чьё творчество считается созвучным экспрессионизму.
3 – Здесь возникает ассоциация с творчеством А.П. Чехова («Палата № 6») и Ф.М. Достоевского, тем более что среди картин Вине есть «Раскольников» /1923/.
4 – Все трое входили в берлинскую группу экспрессионистов «Штурм».



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».









VictoriaSeras | СА?: 11 лет 9 месяцев | отзывов 17, их сочли полезными 6 раз 2013.06.11

Ой, очень сложный фильм, держит в напряжении до самого конца. После просмотра ощущение было двоякое.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)


Archvile | СА?: 15 лет 7 месяцев | отзывов 165, их сочли полезными 1 раз 2022.09.18

Вытекли глаза от цветных фильтров.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)


xxx169 | СА?: 4 года 8 месяцев | отзывов 1033, их сочли полезными 97 раз 2023.02.24

"Кабинет доктора Калигари" буквально на годы опередил свое время и остается триумфальным достижением в жанре немецкого экспрессионизма. Фильм запомнившийся в основном своими потрясающими декорациями, в которых фигурировали кривые здания и искривленные пейзажи, также может похвастаться одной из первых попыток закрученного финала, что-то совершенно новое и шокирующее для своего времени.

Удивительный эпизод, в котором Калигари раскрывает свое истинное безумие, заставляет Калигари спотыкаться по неровным улицам Германии, преследуя текстовые бредни, написанные в воздухе. Замечательное достижение для своего времени.

Это, несомненно, один из самых влиятельных и фундаментальных фильмов, когда-либо созданных.

Из интересных фактов: внешний вид Калигари был вдохновлен портретами немецкого философа Артура Шопенгауэра. А также сценарист Ханс Яновиц утверждает, что идея фильма пришла ему в голову, когда он однажды был на карнавале. Он увидел странного человека, скрывающегося в тени. На следующий день он услышал, что там зверски убили девушку. Он пошел на похороны и увидел того же человека, скрывающегося вокруг. У него не было доказательств того, что странный человек был убийцей, но он воплотил эту идею в фильме.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 1 чел.
ответить (нет ответов)



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура