|
| | |
всего сделано правок - 27, последняя: 2023.01.02
| | | Исчезновение
Названия | | Spoorloos / L'homme qui voulait savoir |
Первый показ | | 1988.10.27 (Нидерланды) |
Проголосовало | | 12 чел. | | |
|
|
Рекс Хофман (Жене Бервёц) не находит себе места после того, как при странных обстоятельствах бесследно исчезает возлюбленная – Саския Вагтер (Иоганна тер Стехе), с которой они совершали туристическую поездку. После долгих лет томительного ожидания на контакт с Рексом, уже совершенно, казалось бы, отчаявшимся, выходит некто Раймон Леморн (Бернар-Пьер Доннадье), уверяющий, что именно он похитил Саскию. И предлагает заключить сделку… |
© Евгений Нефёдов, 2007.10.12 | Авторская оценка: 7/10 |
Георг Слуйзер родился – в 1932-м году – в Париже, и тем не менее считается кинематографистом нидерландским, даже вопреки тому, что чаще предпочитает осуществлять постановки, заручившись поддержкой продюсеров сразу из нескольких стран. Минуло почти два десятилетия с момента появления его дебюта, прежде чем Георг завоевал международную славу – благодаря именно «Исчезновению», объявленному чуть ли не эталоном триллера по-голландски. Необычность замысла этой экранизации романа «Золотое яйцо» Тима Краббе, адаптированного самим автором, заключается в первую очередь в том, что история «преступления и наказания» увидена глазами жертвы, а не непосредственноговиновника, каким был Родион Раскольников у Фёдора Достоевского. Леморн, подстроивший «исчезновение» голландской туристки, не случайно остаётся до поры до времени за кадром, вместе с тем – не забывая напоминать о себе Рексу, уже три года ведущему тщетные поиски. И лишь в последней трети является собственной персоной.
У постановщика, по всей видимости, был особый расчёт, по своей изощрённости сравнимый со злокозненными планами Леморна. И необычное стилистическое1 решение лишь усиливает эффект. На протяжении первой половины повествования, прежде всего – в экспозиции, доминирует резкая, нервно-расплывчатая, недосказанная манера. Последующие же события, напротив, вопреки всем ожиданиям, изложены с напускным спокойствием и рассудительностью. Вот и Раймон поначалу откровенно издевался над терявшим надежду Рексом, наслаждаясь игрой собственного ума. А в итоге, при личном появлении, – выставил себя сущим «сверхчеловеком», повествуя о своих поступках с достоинством «рядового человекобога», сотворившего бессмысленное и жестокое деяние с тем же безразличием, с каким ранее совершил подвиг2. И всё-таки авторы не позволяют Леморну, вознёсшись, очутиться в воспетом Фридрихом Ницше состоянии «по ту сторону добра и зла», тем самым – отринув древнюю антиномию, лежащую в основе человеческой морали. На поверку он предстаёт дегенерировавшим социопатом, возвёдшим в смысл жизни проверку дееспособности навязчивой идеи. Трагедия же, по Слуйзеру, кроется в том, что притязания таких, упитанных, самовлюблённых, с неизменной ухмылкой на губах интеллектуалов, вскормленных «обществом потребления», не так уж пусты. Исчезновение прежних нравственных устоев, ставших обузой и попросту сброшенных с плеч, грозит преисподней всему человечеству. Финал символичен.
Иоганна тер Стехе, представшая в обличии безалаберной и доверчивой Саскии, получила премию «Феликс», а самого Георга Слуйзера заметили даже за океаном, доверив режиссуру повторной киноверсии романа с участием голливудских «звёзд».
___________ 1 – В первую очередь – визуальное, хотя Слуйзер не случайно лично выступил монтажёром, постаравшись выдержать прерывистый, пульсирующий ритм. 2 – Таковым стало, по признанию самого Леморна, спасение тонувшей девочки.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |