|
| | |
всего сделано правок - 10, последняя: 2019.09.24
| | | Ласточки прилетели
Названия | | Lastochki prileteli |
Первый показ | | 2007.08.31 (Канада) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 5 чел. | | |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Герой фильма (Ирлан Хугаев) ведёт двойную жизнь. Днём он Константин, преподаватель литературы, читающий студентам в университете лекции, а вечером — наркоман Пик, обитатель городских притонов, с артистической виртуозностью выуживающий дозу у матерых воров и наркоманов. Драматизм ситуации в том, что наркоман Пик обладает совестью, которая мучает и обличает его. Литературный дар Константина не позволяет ему оставить своё грехопадение без комментариев. История «болезни» документально регистрируется самим «больным». Но главный герой — не пассивная жертва обстоятельств. Пик ведет напряжённую внутреннюю борьбу, чтобы преодолеть зависимость и, как следствие, двуличие. Переживает мучительную «ломку» и глубокий душевный кризис, который лишь усугубит смерть тех людей, с кем он тесно соприкасался в вечном поиске «лекарства». А потом… в город N, где живет Пик, прилетят ласточки. Принесут ли они счастье, остаётся неясным… |
© Евгений Нефёдов, 2007.11.09 | Авторская оценка: 7/10 |
Мне довелось посмотреть одну из двух ранних короткометражек Аслана Галазова, «Пятнадцать лет» /2005/, – его дипломный фильм, снятый по окончании обучения на факультете дополнительного образования ВГИКа. Лента оставила двойственное впечатление: нетривиальное изобразительное решение и мастерство стилизации, с одной стороны, и почти полное отсутствие связного и внятного повествования – с другой. По завершении просмотра возникало подозрение, что картину в силу неизвестных причин радикально сократили, пунктирно обозначив сюжетную линию и совершенно не озаботившись тем обстоятельством, чтобы публика уразумела, о чём, собственно, идёт речь. Полнометражный дебют тридцатисемилетнего (на момент запуска производства) режиссёра, по счастью, полностью избавлен от этого недостатка – и даже зритель, очень смутно представляющий себе специфику жизни в Северной Осетии, не должен остаться равнодушным. Намеренное неупоминание о Владикавказе, где проходили съёмки, как о месте действия наводит на невесёлые выводы в том духе, что ничуть не лучше ситуация и в других городах Кавказа, и на всём юге России. Да и по стране в целом… Вместе с тем утончённый визуальный ряд1 и монтаж, задающий повествованию почти медитативный по своей природе ритм, вновь заслуживают очень высокой оценки.
Проблема незаконного распространения наркотических средств обрисована негромко, без лишнего пафоса и как-то даже по-бытовому приглушённо. Но это гораздо сильнее повергает в состояние депрессии, нежели кричаще эпатажные и шоковые по воздействию отечественные «перестроечные» сочинения про «трагедию в стиле «рок» и «дорогу в ад»2. Здесь немаловажно, что в своей трактовке самого переживания человеком пагубной зависимости Аслан Галазов и Ирлан Хугаев, не побоявшийся привить герою отдельные собственные черты3, выходят на некие общекультурные обобщения. «На наркомана похож», – бросает, увидев в книге портрет Бодлера, сотрудник правоохранительных органов. А лекция на тему мотивов и героев декаданса, читаемая Константином аудитории безучастных студентов, является точнейшим описанием собственного душевного состояния. Легко узнаваемая расщеплённость сознания, глубочайшая меланхолия, тоска по Богу, и молитва которому оказывается нестерпимой… Наконец, звучащая фоном фраза из новостей телеканала «Культура»4, безучастно просматриваемых т.н. «Занзибарской конторой», оборачивается очень точной метафорой. Именно Пик – предел, грань, рубеж. Дальше – ничто, поскольку и адовы муки, доставляемые абстинентным синдромом, вскоре перестанут распознаваться как телесные сигналы.
А ласточки, одна из которых случайно попалась трио причастившихся к вселенскому кайфу приятелей, Пику, Чукче и Мулле, всё-таки прилетели.
__________ 1 – Между прочим, художник-постановщик Тигран Кайтамазов исполнил эпизодическую роль Скифа – дворового приятеля Пика, которого, озабоченного лишь поиском новой «дозы», он пытается увлечь книгой о подвигах великих предков. 2 – Имеются в виду одноимённые драмы Саввы Кулиша и Николая Засеева-Руденко. 3 – Ирлана, также являющегося преподавателем литературы (доцентом СОГУ), режиссёр утвердил на роль в последний момент, после затяжных кинопроб. 4 – Отрывок из характеристики, данной телеведущим Владиславом Флярковским, скульптурам современных концептуалистов, воздухом оживляемых, воздухом же и изничтожаемых.
Гран-при кинофестивалей «Дух огня» и «Чистые грёзы» |
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |