|
| | |
всего сделано правок - 24, последняя: 2019.09.24
| | | Парижская история
Первый показ | | 2006.05.25 (Франция) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 3 чел. | | |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Студент Жонатан (Луи Гаррель) обитает в обычной парижской квартире вместе с братом Полем (Ромен Дюри) и отцом-пенсионером по имени Мирко (Ги Маршан). Пока родитель пытается установить душевный контакт со старшим сыном, погруженным в безнадёжную депрессию из-за расставания со своей возлюбленной Анной (Жоана Прайсс), младший, Жо, ведёт весёлую, бесшабашную жизнь. «Старайся не обращать внимания на печаль своих близких» – вот урок, усвоенный братьями с детства. |
© Евгений Нефёдов, 2007.09.07 | Авторская оценка: 5/10 |
Не надо быть великим знатоком французского кинематографа, чтобы моментально уловить переклички с незабываемыми произведениями «новой волны». Здесь и Франсуа Трюффо, от ранней, безысходно печальной лирики пришедший – в самый разгар «красного мая» 1968-го – к неизъяснимо светлому и праздничному мироощущению. Жонатан запросто смотрит в объектив кинокамеры и ведёт рассказ, обращаясь напрямую к зрителю. И живёт, как дышит, распоряжаясь свободным временем, следуя спонтанной перемене настроения – например, под впечатлением от знакомства с красивой девушкой или случайной встречи с бывшей подругой. Также когда-то Антуан Дуанель, высвободившись из-под давящего гнёта мира взрослых, свободно порхал по Парижу, залитому солнечным светом… Слышатся и нотки, явно навеянные творчеством раннего Жана-Люка Годара. Конечно, братьям недосуг размышлять (а уж тем более – рассуждать вслух!) на такие малозначительные темы, как текущая политическая обстановка или смысл существования человеческого общества. Но ведь Поль – не просто несколько дней подряд находится в состоянии меланхолии. В сущности, он пребывает в настоящей «пограничной ситуации» и, пусть даже не задумываясь пока о самоубийстве, интуитивно чувствует, что недалёк от той самой, последней черты… Наличествуют переклички и с работами Клода Шаброля, обожавшего задаваться вопросами о взаимоотношениях города и деревни, а прежде всего – погружаться во въедливое исследование внутрисемейных дрязгов. Кристоф Оноре не проходит мимо обеих животрепещущих проблем. Нельзя не отметить сходства и со всегда непредсказуемыми, несхожими по стилистике, но одинаково талантливыми картинами Луи Маля. И далее по списку – по списку фамилий творцов, пришедших во Франции в «седьмое искусство» на рубеже 1950-60-х.
Впрочем, не менее очевидно и важно другое – существование и принципиальных расхождений у тридцатишестилетнего режиссёра-сценариста с мастерами «новой волны». Расхождений как в воспроизведении атмосферы Парижа, всё такого же радостного и приветливого, так и в интерпретации самой действительности, резко изменившейся. Постановщик не мог не понимать, что даже для Бернардо Бертолуччи1 в «Мечтателях» /2003/, откуда откровенно позаимствован актёр Луи Гаррель, было важнее не воссоздавать сгинувшие реалии, а выразить своё видение канувшей в Лету эпохи, извлечь из прошлого урок. Вместе с тем касательно намерений Оноре так и остаёшься в неведении. С одной стороны упор сделан на сознательное отсутствие связного рассказа: так называемая «парижская история» поведана лихорадочно и урывками, когда фрагменты настоящего перемежаются краткими «флэшбеками». С другой – не выдержаны и законы бесфабульной драматургической конструкции, кинематографа свободных форм: местами интрига прорисовывается достаточно чётко. Таким образом, Кристоф Оноре остаётся где-то на полпути, застряв между былым, вызывающим чувство светлой ностальгии, и настоящим – безотрадным, хотя и не лишающим последней надежды.
___________ 1 – Кинематографист итальянский, однако записанный коллегами из Франции в число своих единомышленников.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Синопсис фильма загадочно вещает: «В фокусе — любовные приключения двух братьев, что позволяет режиссеру сделать портрет семьи, девиз которой: «Старайся не обращать внимания на печаль своих близких»»
На самом деле, никаких любовных приключений в расхожем смысле этого слова нет. Есть история отчаянья Поля (Ромен Дюри). Отношения с любимой девушкой становятся невыносимыми. Суицидально настроенный Поль бежит из их загородного дома к родителям в Париж, в «семью», где ему, должно быть, помогут прийти в себя. Как бы не так! Младший брат Жонатан (Луи Гаррель) озабочен своей поверхностной личной жизнью под девизом «Всех женщин не переиметь, но надо к этому стремиться». Слабохарактерный отец больше говорит и рассуждает, создавая иллюзию заботы и участия, вместо того, чтобы действовать. Мать… Она в разводе с отцом. Но при появлении в доме, ее интересует не столько душевное состояние сына, сколько «грязные подробности» его неудавшегося романа. Настоящая светская львица. Настоящая европейская семья. Настоящая французская квартира с видом на Эйфелеву башню. Ее по-прежнему видно из каждого парижского окна.
Должен сказать, Ромэн Дюри играет увядающего Поля настолько убедительно, что я даже забеспокоился о здоровье перевоплотившегося актера. Это угрюмое бородатое лицо, неряшливость, вечно помятые портки не просто слезы, но сдавленные крики отчаянья! Холодный призрак лезвия «Нева» так и пробегает по запястью. А вот Луи Гаррель, увы, не примечателен ничем. Персонаж студента-ловеласа, бойкого и саркастичного – на его месте мог быть любой молодой актер Франции. Думаю, в данном случае имеет место взаимовыгодное сотрудничество. Режиссер Кристоф Оноре удвоил количество модных и «известных». Ромен Дюри + Луи Гаррель. А Луи поставил в своей фильмографии еще одну галочку.
Если говорить об актерах легко, и наговорить хочется ой, как много, то с фильмом возникает проблема. В некоторых местах (как, например, вначале фильма, когда Поль ссорится со своей подружкой после секса) диалоги интересны эмоциональностью и игрой смыслов. В них без остатка раскрываются характеры героев, прорисовываются взгляды на жизнь и ее восприятие. Атмосфера фильма, в контексте идеи, получилась удачная – блеклая, гнетущая и нервозная. Оператор четко понимает свое место – не самовыражается, не эстетствует, но четко следует замыслу произведения, снимая социалку на грани документалистики. Но из удачных частностей в цельное, монолитное произведение фильм, почему-то не складывается. Все время распадается на частности.
Проблема Кристофа Оноре в том, что он универсален, как кухонный комбайн. Кроме режессирования кино, он пишет сценарии, романы и ставит спектакли. ТЕАТР. Вот в чем дело. Многое из того, что происходит на экране, просится на сцену. Режиссер работает не столько с действием, сколько с характерами, пластикой и диалогами. Все-таки театральный опыт и кинематографический, как показывает практика, часто мешают друг другу. В этот раз, думаю, тот случай.
© Raul Duke
|
| | |