|
| | |
всего сделано правок - 23, последняя: 2019.09.24
| | | Тампопо
Названия | | Tampopo / Dandelion / タンポポ |
Первый показ | | 1985.11.23 (Япония) |
Проголосовало | | 8 чел. | | |
|
|
Став вдовой, ещё достаточно молодая женщина по имени Тампопо, то есть ‘Одуванчик’ (Миямото Нобуко), решает пойти по стопам покойного мужа и открыть ресторан, специализирующийся на быстром приготовлении традиционного японского блюда – лапши. В этом непростом деле ей на выручку неожиданно приходит водитель-дальнобойщик Горо (Ямадзаки Цутому), в кратчайшие сроки собравший уникальную команду профессионалов. |
© Евгений Нефёдов, 2007.08.31 | Авторская оценка: 8/10 |
Рекламный слоган фильма гласит: «Первый японский спагетти-вестерн!» Традиционно так (noodle western) с долей иронии именуются образчики жанра, ставшие с лёгкой руки Серджио Леоне появляться в 1960-е годы в Италии, славящейся давним культом смачной и аппетитной на вид снеди. Вместе с тем здесь речь идёт не о «спагетти», но именно о «лапше»1: сказалась специфика Страны Восходящего Солнца. Кроме того, сам причудливый, пропитанный добрым юмором, щедрый на сантименты сюжет выстроен явно в расчёте на припоминание зрителями перипетий «Шейна» /1953/, вестерна самого что ни есть традиционного, увидевшего свет в Голливуде. Правда, в своей второй постановке пятидесятидвухлетний2 Итами Дзюдзо чаще предпочитает форму свободного повествования, перемежая внятно рассказываемую историю уморительными внефабульными интермедиями. Например, о том, к каким трагическим последствиям может привести неконтролируемая киномания, или – о пользе вкусной и здоровой пищи… В типично постмодернистскую эстетику привносится ощущение хэппенинга, праздника вольного самовыражения, не сдерживаемого никакими условностями. И, скажем, знаток феноменальных поварских секретов вполне может водиться среди беспечных лиц без определённого места жительства. Да чего там! Кто мог предположить, что такое, казалось бы, обыденное занятие, как приготовление пищи на поверку оказывается захватывающим, точно детектив про шпионов?! А в отдельные, особо торжественные моменты – и вовсе уподобляется великому таинству, недоступному для понимания непосвящённых.
Первыми же кадрами фильм очаровывает. Актёры Миямото Нобуко и Ямадзаки Цутому творят чудо прямо на глазах, поражая непринужденностью реакций и скоростью перемены эмоций: от самых радостных до глубоко печальных. Сложно не оценить и поистине редкостное3 остроумие автора, умеющего подобно искусному повару «приготовить» нечто изысканное, неповторимое, воздушное на вкус – почти брэдбериевский «салат из одуванчиков»! При всём том, что номинально картина остаётся типичнейшим «фильмом ни о чём», забавным кинопустячком. В лучшем случае – шуткой гения, причём гения такого, о существовании которого, как и о бытовании большинства экспертов, помогающих Тампопо найти себя, пока никто не ведает. Однако после просмотра надолго остаётся ощущение, как будто удалось попробовать на вкус произведение истинного искусства, не нуждающееся в словах…
Одним словом, «Тампопо» – настоящий подарок не чревоугодникам, а именно гурманам от кинематографа, способным сходу распознать привкус сладостного вдохновения.
__________ 1 – По забавному совпадению, такое прозвище носит главный герой, пожалуй, вершинного произведения маэстро – «Однажды в Америке» /1984/, пусть являющегося уже гангстерской сагой. 2 – Он начинал в 1960-е в качестве актёра, спустя четверть века решив испытать себя на режиссёрском поприще. 3 – А для тех, кто основательно привык исключительно к серьёзному и острому японскому кинематографу.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |