|
| | |
всего сделано правок - 9, последняя: 2023.11.16
| | | Зеленый фургон
Проголосовало | | 8 чел. | | |
|
|
К 1920-му году, вскоре после окончания кровопролитной гражданской войны, советская власть устанавливается и в Одессе. Володя Патрикеев (Дмитрий Харатьян), молодой парень, мечтающий быть похожим на своего кумира Шерлока Холмса, поступает на службу в новообразованную криминальную милицию. Его первым заданием становится ликвидация цеха подпольного самогоноварения в деревушке под названием Севериновка. Случайно схлестнувшись с конокрадом по прозвищу «Красавчик» (Александр Соловьёв), Патрикеев неожиданно встаёт на пути у самого Червеня (Регимантас Адомайтис) – некоронованного короля одесского уголовного мира. |
© Евгений Нефёдов, 2007.07.24 | Авторская оценка: 7/10 |
По моему убеждению, нельзя списывать со счетов вероятность того, что на необычный замысел «Гарпастума» /2005/ Алексея Германа-младшего оказал заметное влияние именно «Зелёный фургон». А ведь Александр Павловский так и не сумел добиться признания на большом экране, зато, придя на ТВ, поставил два очень интересных фильма1, снискавших горячую любовь у зрителей и очень часто демонстрируемых на малых экранах. И он вместе со сценаристом Игорем Шевцовым, обратившимся к идее Александра Козачинского, по-видимому, первым опробовал любопытный драматургический приём, затем фактически повторенный Германом-младшим с соавторами. Причём почти на том же самом историческом материале, пусть уже и в совсем иной – минорной – тональности.
Дело в том, что удалой Володя Патрикеев не только втянут в водоворот исторических катаклизмов. Не просто пребывает, говоря языком того времени, в первых рядах стражей революции, будучи полон решимости отстоять достижения новой власти и обеспечить нормальную, мирную жизнь многострадальному народу. Фактически он лишь вступает во взрослую жизнь, подчас с большой неохотой расставаясь как с юношеским максимализмом, так и с, казалось бы, совсем детскими увлечениями. Сюда можно отнести и упоение детективными романами, во многом оказавшее влияние на выбор Володей дальнейшей судьбы, однако – откровенно мешающее в повседневной деятельности, приводя то к курьёзам, а то и к трагическим инцидентам. И, главное, по-юношески беззаветную страсть к футболу. Эпизод матча, чуть ли не положившего начало всей славной истории советского футбола2, является «проходным» не более, чем, скажем, развязка «M*A*S*H» /1970/ Роберта Олтмана, когда солдаты в далёкой Корее решают затеять состязание в родной (American) football. Да и в финале Патрикеев, настигнув-таки «Красавчика», предпочитает, даже не выпуская револьвера из рук, отдаться во власть спортивного азарта, увлечённо ввязавшись в борьбу за мяч, а значит – на мгновение уйдя от давящего гнёта Истории. Между прочим, и у Павловского, и у Германа-младшего не случайно возникает личность не кого иного, как Александра Блока3, сумевшего воспеть революцию воистину в борьбе и единстве её диалектических противоречий.
«Зелёный фургон» являет собой пример удачного смешения жанров и интонаций, когда откровенно комичные ситуации уступают место романтике или же – мощной детективной интриге. И всё – при сохранении объективности и трезвой оценки событий, отдалённых во времени. На мой взгляд, этот замечательный телефильм помимо прочего можно считать и одним из ранних опытов в постмодернизме на советский (позднее – российский) лад.
__________ 1 – Следом выйдет «Трест, который лопнул» /1984/, забавная адаптация сразу нескольких рассказов О. Генри. 2 – Быть может, единственный момент на протяжении всего действия, когда закадровый текст, с глубоким чувством читаемый Арменом Джигарханяном, приобретает патетическую, а не скрыто ироническую интонацию. 3 – Причём в «Зелёном фургоне» – даже более косвенно, поскольку Виктор Прокофьевич Шестаков (Александр Демьяненко), заразивший молодого коллегу пламенными строчками, так и не узнал имени автора поэмы «Двенадцать».
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |