"Не сотвори себе кумира"
Как это не парадоксально звучит, история Гитлера и профессора-еврея, рассказанная в этом фильме, действительно является правдивой. Правдивой настолько, что ее никогда не поведают обществу - тот Гитлер о котором пишут книги, которого играют актеры и комедианты, кого ненавидят и любят, кем восхищаются и кого презирают никогда не существовал. Мудрую фразу "не сотвори себе кумира" люди вспоминают тогда, когда их идол терпит страшное поражение - но увы тогда бывает уже поздно что-то изменить.
Фюрер в фильме Дане Леви - это не арийский сверхчеловек, наделенный властью над народами Европы самим Богом - зрители видят гротескный образ окончательно сломленного человека, страдающего от пороков, непонимания своего окружения и мании величия. Такой фюрер не вписывается в традиционный канон легенды о Третьем Рейхе. Слабый сломленный человечек предстает перед нами - такой не ненависти заслуживает, а жалости, жалости, смешанной с отвращением. Короля всегда играет свита - так и образ великого диктатора, не имеющий ничего общего с действительностью, был создан окружением Гитлера - всякими там гиммлерами, геббельсами и борманами. Истинный Гитлер смешон - как смешон человек, одевающий на свою собаку форму СС или играющий в ванне с модельками кораблей, он жалок - как может быть жалок наркоман и импотент, и в то же время он отвратителен - так, как может быть отвратителен тот, кто равнодушно думает о исстреблении миллионов людей. Гитлер, созданный своим окружением - иллюзия, фикция, химера - без своих "соратников" он не сделает ни шагу, не скажет речи, да что там - картофельный салат себе не сделает. Вся власть, которой он достиг - лишь компенсация его детских комплексов и страхов, его первоначальная уверенность ложна, ибо построена на песке - малейшая неудача и вместо всесильного властелина мира перед нами предстает ничтожество, вместе с фронтом на Востоке и Западе рушится и вождь Германии.
А жанр фильма - не драма, не история и даже не комедия, а фарс - немыслимое смешение правды, лжи, иллюзий, нелепостей, жестокости, сатиры и трагизма. Режиссер честен - он не ретуширует позорные страницы своей Родины - гротескны эсэсовцы поминутно вскидывающие руку в нацистском приветствии, глупы и карикатурны Геббельс, Гиммлер и жалок фюрер: не каждый режиссер столь беспощадно отразит неудобную правду. А "великий немецкий народ"? И здесь создатели не заблуждаются. Сквозь фильм проходит грустная мысль, что народ заслуживает свое правительство - каковы люди, такова и власть. Карикатурно-исполнительно вскидывают рядовые эсэсовцы руки в приветствии "Хайль Гитлер! ", образцово-показательно щелкают сапогами офицеры - обреченная на гибель чудовищная химера "тысячелетнего рейха" продолжает функционировать как хорошо настроенный и отлаженный агрегат, где люди лишь мелкие шестеренки, послушно вращающиеся в такт с машиной. Бюрократизм чужд человеческой природе, но здесь - он плоть и кровь немецкого народа, не способного думать самостоятельно - а ведь быть свободным это ведь очень тяжело.
Если кто и свободен в этом фильме, так это профессор Грюнбаум. Едва попав в окружение Гитлера, он пытается убить его, отомстить таким образом за страдания своего народа, но чем больше он узнает "великого" вождя, тем больше убеждается, что тот был создан своим окружением, и случись что - на его место поставят нового "фюрера", новую иллюзию. Пожертвовав своей жизнью он пытается сказать немецкому народу правду о том, кого они вознесли на пьедестал героя и вождя. Но жертва его напрасна - концовка речи профессора-еврея направлена в пустоту, ее никто не услышит, толпа ничего не поняла и также машинально, как единый организм проревела - "Хайль Гитлер! " Вот и главный герой этого фарса не Гитлер, не Грюнбаум, не геббельсы-гиммлеры, а та самая толпа, из-за иллюзий которой во всеммире пролилось столько крови и слез.
|