|
| | |
всего сделано правок - 12, последняя: 2022.11.02
| | | Зов Ктулху
Названия | | Call of Cthulhu, The / The Call of Cthulhu |
Первый показ | | 2005.10.07 (США) |
Проголосовало | | 26 чел. | | |
|
|
Эта жуткая история началась в 1-го марта 1925-го года, когда профессор Энджелл (Ральф Лукас) впервые столкнулся с загадочным феноменом, скрупулёзно описанным им в дневнике с выразительным названием «Сны и творчество по мотивам сновидений». Генри Уилкокс (Чед Айфер), один из пациентов профессора, жалуется на навязчивые ночные кошмары, а вскоре — теряет рассудок. Связав воедино разрозненные факты, Энджелл приходит к выводу, что за всем стоит культ Ктулху — зловещего исполинского существа, пробуждение которого грозит воцарением на Земле хаоса и разрушений. Довершить начатое исследование предстоит внуку профессора (Мэтт Фойер). |
© Евгений Нефёдов, 2009.01.21 | Авторская оценка: 7/10 |
Если не знать, что фильм снят в новом столетии, почти наверняка сложится впечатление, что смотришь классическое произведение «великого немого», по какому-то недоразумению оставшееся неизвестным, не войдя в классику раннего хоррора. И всё-таки гораздо интереснее, если уже располагаешь сведениями о том, когда именно появилась картина, впервые вынесенная на суд широкой (правда, специфической) публики в 2006-м году, в рамках кинофестиваля Слэмденс1. Тогда точно не оставит в покое вопрос, почему режиссёр Эндрю Леман и сценарист Шон Брэнни, одновременно взявшие на себя обязанности продюсеров, сделали столь необычный выбор? Не хочется верить, что всё объясняется стремлением сэкономить, хотя съёмки действительно обошлись кинокомпании с громким названием HPLHS Motion Pictures2 в смехотворную сумму – $50 тыс. Вместе с тем, в опровержение стереотипов зрителей, никаких признаков пародии или, как минимум, иронической стилизации совершенно не просматривается…
Более того, отсутствуют и основания относить фильм к числу утончённых эстетских шуток или формалистских экспериментов, хотя тот факт, что Леман начинал в кинематографе в качестве художника-декоратора, всё же немаловажен. Достаточно принять правомочную, на мой взгляд, гипотезу, что авторы, обратившись к рассказу Г.П. Лавкрафта, стремились подобрать наиболее точный кинематографический эквивалент знаменитой прозы, одновременно – решительно порвав со сложившейся3 традицией её экранизации. В середине 1920-х, когда события берут исток, одним из ведущих направлений мирового искусства оставался немецкий экспрессионизм, вобравший в себя, кажется, всё безумие и безотрадность века-волкодава. Именно киноязык, разработанный Лангом, Вине, Мурнау и их соратниками, оказался идеальным для выражения прозрений писателя, предупреждавшего, что однажды «объединение разрозненных обрывков знания откроет страшные перспективы реальности» и что мы «либо потеряем рассудок от увиденного, либо постараемся укрыться от этого губительного просветления в покое и безопасности нового средневековья». А аффектированная игра актёров, вычурные геометрически строгие декорации, словно сошедшие с живописных полотен2, подчёркнуто гнетущая музыка, даже «условный» облик гигантского Ктулху – при кажущейся наивности погружают в кошмар наяву с куда большим успехом, чем самые натуралистичные современные образчики жанра. Вместе с тем апелляция к немому кинематографу является всего лишь наивысшим (мета-) уровнем замысла авторов, блестяще выстроивших повествование по принципу отражения отражений: воспоминание, дневниковые записи, чужой рассказ и т.п. Ибо разве можно познать и поведать о надвигающемся конце света, не лишившись рассудка, иначе, кроме как косвенно?
__________ 1 – Его идеологи, в пику устроителям киносмотра Санденс, стараются выводить на свет Божий не просто «независимые», а ещё и странные, авангардистские по форме и духу, кричаще альтернативные ленты. 2 – Аббревиатура расшифровывается так: The H.P. Lovecraft Historical Society, то есть ‘Историческое общество имени Г.П. Лавкрафта’. 3 – Сперва стараниями приверженцев «джалло», затем – американских мастеров дешёвых ужасов вроде Стюарта Гордона. 4 –Вроде шедевра Винсента Ван Гога «Звёздное небо», собираемого по кусочкам в первых же кадрах пациентом клиники для душевнобольных.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Пила 5 и Зеркала не идут ни в какое сравнение. Вы не увидите здесь потоков крови и выпрыгивающих из ниоткуда привидений, но тихий страх поселится в вас надолго.
|
| | |