|
| | |
всего сделано правок - 64, последняя: 2023.01.12
| | | Дживс и Вустер
Названия | | Jeeves and Wooster |
Хронометраж | | 55 мин. (хронометраж серии) |
Текущий статус | | показ окончен |
Трансляция | | с 1990.04.22 по 1993.06.20 |
Телеканал | | ITV (Великобритания) |
Проголосовало | | 279 чел. | |  |
|
|
 | Хью Лори Hugh Laurie
В сериале Берти Вустер |
| |
Реджинальд Дживс (Стивен Фрай) прибывает по объявлению о поиске камердинера и… обнаруживает своего будущего хозяина, молодого аристократа Бертрама Вустера (Хью Лори), накануне основательно погулявшего и даже представшего перед судом за нарушение общественного порядка, в крайне неприглядном виде. Тем не менее это служит началом для умопомрачительных приключений удачно сложившегося тандема, с изяществом решающего любые непредвиденные проблемы: от поручений властной тётушки Агаты Грегсон (Мэри Уимбуш и Элизабет Сприггс) до поиска развлечений в далёком Нью-Йорке. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2011.09.14 | Авторская оценка: 8/10 |
Две первые экранизации юмористических рассказов из популярной серии Пэлема Грэнвила Вудхауза увидели свет ещё во второй половине 1930-х годов, в США, причём Артур Тричер, воплотивший образ находчивого камердинера, выглядел значительно старше Дэвида Найвена, облачившегося в костюм беззаботного хозяина, что больше соответствовало расхожим представлениям об этих персонажах. В середине 1960-х была осуществлена попытка адаптации упомянутых произведений на ТВ, в немалой степени способствовав новому взлёту популярности писателя. И всё-таки в качестве главной, «официальной» экранной версии вудхаузовских сочинений должен войти в историю именно этот блистательный телесериал. Даже странно, что члены британской киноакадемии проявили сдержанность, отметив наградами лишь Эйлин Дисс как лучшего художника (в 1992-м) и Дерека У. Хейса за изобразительное решение (в 1993-м), а в основной номинации – отдав предпочтение популярному многосерийному детективу «Инспектор Морс».
В первую очередь хочется обратить внимание на… политические мотивы «Дживса и Вустера», резко выделяющиеся на фоне прочего, достаточно беспечного и легковесного повествования. Конечно, вряд ли от авторов, декларирующих приверженность – вслед за беллетристом1 – истинно джентльменским традициям, можно было ожидать чего-либо, кроме нелюбви и откровенного презрения к британским последователям большевиков, носящим смехотворные бороды а-ля Карл Маркс, изъясняющимся лозунгами и устраивающим шумные акции протеста. Цитируя ленинское высказывание о коммунизме, который есть «советская власть плюс электрификация всей страны», прикинувшийся пролетарием Дживс позже объясняется с Вустером в том духе, что, дескать, надо знать врагов в лицо. Совсем другое дело – образ отвратительного Родерика Споуда, члена благородного семейства, своим мерзким, истеричным характером раздражающего, похоже, только Бертрама, не возмущая ультраправыми взглядами благородных родственников и друзей. Столь едкая пародия на своих, местных фашистов, сочетающих подражание в пылу митинга Адольфу Гитлеру с постыдным пристрастием к… проектированию женского нижнего белья2, прозвучала особенно остро – и двусмысленно! – в свете подозрений самого Вудхауза. Как известно, к 1975-му году, к моменту присуждения титула кавалера Ордена Британской империи, с него официально сняли обвинения в коллаборационизме, но на рубеже столетий из расшифрованных документов МИ5 стало известно, что Пэлем Грэнвил симпатизировал нацистам и тайно сотрудничал с геббельсовским министерством пропаганды3…
Да и самим англичанам высокого происхождения так ли есть чем гордиться, наблюдая себя, точно в зеркале, в Вустере и его многочисленных друзьях-товарищах?! На фоне Гасси Финк-Ноттла, одержимого тритонами, преподобного Хэролда Пинкера по прозвищу «Стинкер» (‘вонючка’), не могущего добиться руки любимой девушки, и прочих нелепых личностей прирождённый бездельник и эгоист Бертран может показаться великим тружеником и большим интеллектуалом, не останавливающимся в стремлении помочь ближнему даже перед нарушением закона. Однако симпатии авторов в любом случае находятся на стороне неунывающего камердинера, являющего собой британскую вариацию типажа находчивого слуги, столь популярного в итальянских комедиях. Что бы делали изнеженные аристократы, равно как и отдельные не в меру деловитые американцы, которым Берти наносит продолжительный визит, без спасительных советов Реджинальда, отличающегося проницательным умом, исключительной тактичностью, безукоризненным знанием обычаев – и даже обладающего обширным запасом конфиденциальных сведений о сливках общества?.. Нет таких затруднительных ситуаций, из которых бы сложившийся тандем был не в состоянии выбраться. Особых похвал заслуживает, безусловно, уникальный актёрский дуэт Хью Лори и Стивена Фрая, на зависть недоброжелателям сохраняющий чувство собственного достоинства в любых, в том числе самых анекдотичных, ситуациях.
__________ 1 – Тем более что произошедший буквально на глазах развал Советского Союза служил косвенным оправданием такой позиции. 2 – Слово «Юлали» вполне могло бы стать нарицательным – разновидностью выражения «скелет в шкафу». 3 – См.: http://wodehouse.ru/in170999.htm
даты, подписанные к эпизодам, являются датами оригинальной трансляции эпизода, а не его повтора |
эпизод 01 | In Court After the Boat Race (or, Jeeves' Arrival) | 22.04.1990 | tt0614722 | эпизод 02 | Bertie Is in Love (or, Golf Tournament) | 29.04.1990 | tt0614716 | эпизод 03 | The Village Sports Day at Twing (or, the Gambling Event) | 06.05.1990 | tt0614732 | эпизод 04 | How Does Gussie Woo Madeline? (or, Hunger Strike) | 13.05.1990 | tt0614721 | эпизод 05 | Will Anatole Return to Brinkley Court? (or, the Matchmaker) | 13.05.1990 | tt0614734 |
эпизод 01 | The Silver Jug (or Jeeves Saves the Cow Creamer) | 14.04.1991 | tt0614726 | эпизод 02 | The Bassetts' Fancy Dress Ball (or, A Plan for Gussie) | 21.04.1991 | tt0614728 | эпизод 03 | The Con (or, Pearls Mean Tears) | 28.04.1991 | tt0614729 | эпизод 04 | Chuffy (or, Jeeves in the Country) | 05.05.1991 | tt0614718 | эпизод 05 | The Mysterious Stranger (or, Kidnapped) | 12.05.1991 | tt0614731 | эпизод 06 | Wooster with a Wife (or, Jeeves the Matchmaker) | 19.05.1991 | tt0614735 |
эпизод 01 | Safety in New York (or, Bertie Sets Sail) | 29.03.1992 | tt0614725 | эпизод 02 | Bertie Ensures Bicky Can Continue to Live in Manhattan (or, the Full House) | 05.04.1992 | tt0614715 | эпизод 03 | Cyril and the Broadway Musical (or, Introduction on Broadway) | 12.04.1992 | tt0614719 | эпизод 04 | Bertie Takes Gussie's Place at Deverill Hall (or, Right Ho! Jeeves) | 19.04.1992 | tt0614717 | эпизод 05 | Sir Watkyn Bassett's Memoirs (or, Hot Off the Press) | 26.04.1992 | tt0614727 | эпизод 06 | Aunt Dahlia, Cornelia and Madeline (or, Comrade Bingo) | 03.05.1992 | tt0614714 |
эпизод 01 | Return to New York | 16.05.1993 | tt0614724 | эпизод 02 | Lady Florence Craye Arrives in New York | 23.05.1993 | tt0614723 | эпизод 03 | Honoria Glossop Turns Up | 30.05.1993 | tt0614720 | эпизод 04 | Arrested in a Night Club | 06.06.1993 | tt0614713 | эпизод 05 | Totleigh Towers | 13.06.1993 | tt0614733 | эпизод 06 | The Ex's Are Nearly Married Off | 20.06.1993 | tt0614730 |
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Легко, интересно, весело, со смыслом, повышает настроение. Как там сказал Берти? Хочется вскочить и пробежаться по парку. Или может степенно и важно пройтись – как Дживс. Не суть… Итак «Дживс и Вустер». Сериал, где главных героев – трое: Простодушный, глуповатый, но добрый лошок Берти Вустер; Дживс – мудрец, джентльмен, наставник и слуга Берти в одном флаконе… Кто же третий? Безусловно, дух Англии 20-х годов виртуозно воссозданный и переданный создателями сериала. Но обо всем по порядку. Надо сразу оговориться, что произведения Вудхауза меня не зацепили – возможно, слишком мало прочитала, но герои показались уж очень плоскими, шутки не смешными, стиль – тусклым. А вот сериал смотрю и пересматриваю с огромным удовольствием. Так что все впечатления мои – только о сериале. Дживс – сложный герой и отнюдь не так положителен, как может показаться на первый взгляд. За то и люблю его в этом сериале больше всех. Дживс разумно эгоистичен (отнюдь не последует за своим хозяином в костер), иногда не прочь слегка поиздеваться над Берти и его великосветскими родственниками, любит и повыпендриваться, цветет как розовый куст, когда его хвалят. Дживс, кажется всегда на стороне Берти, но и себя никогда не забывает. Дживс не действует грубо и в лоб, как властная тетушка Агата, а этак мягко, исподтишка он заставляет, даже вынуждает Берти делать то, что надо. Словно игрок в шахматы Дживс с улыбкой, свысока смотрит на «доску» на которой расставлены все эти «фигуры» - властные тетушки Берти, стервозные невесты, а также всевозможные Бассеты, Финк Ноттлы, Литтлы и т.п. Умный лакей умело расставляет их, да так, чтобы благополучно довести Берти до самого края «доски» и превратить «пешку» в «ферзя». Не странно ли, что этот волевой, мудрый, разносторонний человек могущий стать политиком или дипломатом подъедается слугой возле лошка Берти, растрачивая редкие таланты лишь для того чтобы помочь Вустеру выскользнуть из рук очередной жадной тетушки или же очередной невесты на выданье? Ответ прост – Диогену нравилось жить в бочке, а Дживсу нравиться служить у Вустера и опекать его. Ведь не даром Дживс не остался служить ни лорду Чаффнелу, ни богатому американцу Стокеру, а ведь они то наверняка не станут одевать нелепые белые пиджаки, альпийские шляпы, отращивать дурацкие усы, играть на тромбоне, на пианино, петь смешные песенки… Да ведь это скука зеленая. И Дживс это прекрасно понимает  Отдельного упоминания стоит скупая мимика Стивена Фрая/Дживса (противоположность чрезвычайно насыщенной мимике великолепного Хью Лаури), одним движением бровей могущего передать целую гамму эмоций. Подчас он так смотрит на Берти, что этот взгляд можно охарактеризовать меткой фразочкой из нашего мультика про Винни-пуха: «А что подумал кролик никто не узнал… Потому что он был очень воспитанный». Примечательна и необычная внешность Дживса – особенно круглые, слегка на выкате темные глаза и нос неправильной формы, что делает Дживса слегка похожим на симпатичную сову. Да и вообще приятно смотреть, как Дживс профессионально и красиво (других слов не подберу) хозяйничает – это ж просто песня какая-то. А Берти? Что можно сказать о Берти? Простота, солнечность и полное отсутствие полного присутствия. Берти глуповат (но не туп), немного поверхностен, но в то же время добр и щедр. И это привлекает. Его веселым песенкам хочется подпевать и даже пританцовывать под них. Иногда удивляешься – как его угораздило вляпаться в очередную лужу? Ведь, казалось бы, дело яйца выеденного не стоит. Но без помощи мудрого Дживса все равно не обойтись. И как это Берти жил без него – не понятно. Подчас Дживс обходиться с ним довольно жестко и даже позволяет себе принимать за Берти судьбоносные решения – например, самовольно разрывает помолвку Вустера с Флоранс Крей. Но Берти все ему прощает – даже и не знаю, хорошо это или плохо. И, тем не менее, их дуэт органичен – словно игра в четыре руки на фортепиано. Оба дополняют друг друга, как день и ночь. А под конец сериала (как мне показалось) чуть чуть перенимают друг у друга – Дживс уже не так гнушается откровенно авантюрных выходок – например все же помогает Берти выкрасть африканскую статуэтку (от чего раньше всегда отказывался), а Берти все чаще проявляет сообразительность. Ну и, наконец, третий главный герой, а иже с ним и шикарное «обрамление» сериала – дух той эпохи, музыка, костюмы, интерьеры – слышала, что этот сериал иногда используют, как учебное пособие. И не зря! В сериале присутствуют и политические шпильки в сторону нацистов и коммунистов. Сцену в клубе «Ганимед», где заседают «слуги джентльменов» - считаю просто гениальной. Особенно если сравнивать с клубом «Трутней». Где там настоящие джентльмены и хозяева – вывод напрашивается сам собой, как и прямая ассоциация с политиками. Те, кого мы считаем своими слугами – на самом деле истинные господа. Шпильки шпильками, но, безусловно, больше всего в этом сериале англичане смеются над собой. Недостатки у сериала, пожалуй отсутствуют. Хотя нет, мелкий недостаток все же имеется – слишком частая смена актеров, занятых на вторых ролях. Ну да ладно – как говорил Дживс – «нельзя приготовить омлет, не разбив яиц». И этот маленький пустяк не позволит мне снизить балл – десять из десяти, браво, бис, цветы на сцену. 
|
позволено ли мне будет, абстрагируясь от любви к английскому юмору, а также господам Фраю и Лори, оценить этот сериал с чисто профессиональной точки зрения? его художникам можно было бы поставить памятник в аллее славы, потому что весь предметный мир эпохи Арт Деко создан почти безупречно, и всякая вещь вызывает у историка искусства умиление. Боже, какой там был кофейник английского серебра! люди, столь трепетно относящиеся в вещной атмосфере просто не могли не создать удивительного сериала. он действительно остроумен. актерский дуэт Фрай/Лори давно уже проверен временем, но и все остальные - эпизодические в общем-то персонажи - удивительно хороши, органичны и оригинальны. и притом - все выдержано с безупречным вкусом и чувством меры.
|
захватывает с самого начала нездешней беззаботностью джентльмена и сноровкой и багажом знаний прислуживающего (нет скорее сдерживающего и корректирующего) его слуги. истории вроде бы наивны и во многом предсказуемы, но чудесное сочетание типажей умного слуги и наивного и где-то даже глуповатого господина с потрясающим юмором не даёт скучать ни минуты. замечательное, изящное творение. приятно смотреть и можно множество раз пересматривать музыка - великолепна. и ещё много-много положительного можно найти в Дживсе и Вустере. приятного просмотра.
|
| | |