|
| | |
| | | Смысл жизни по «Монти Пайтону»
Названия | | The Meaning of Life / Monty Python's The Meaning of Life |
Названия (рус.) | | Смысл жизни |
Первый показ | | 1983.03.31 (США) |
Проголосовало | | 26 чел. | |  |
|
|
Что такое жизнь и в чём её смысл? На эти извечные вопросы отвечает прославленная британская труппа «Монти Пайтон». Фильм представляет собой серию скетчей и условно разбит на несколько глав: «Чудо рождения», «Взросление и учёба», «Сражаясь друг с другом», «Средний возраст», «Трансплантация живых органов», «Осенние годы», «Смерть». А предваряет основное действо короткометражка «Страховщики Permanent Assurance в алом» (вариант перевода названия — «Кровавые страховщики»). | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2011.02.28 | Авторская оценка: 9/10 |
Завершив искромётную антиклерикальную сатиру демонстративно беззаботной песней «Всегда смотри на светлую сторону жизни», прославленная комик-труппа тем самым – косвенно пообещала вернуться и наконец-то поведать о ключевом и якобы неразрешимом вопросе человеческого бытия. Как самонадеянно гласит рекламный слоган, «Богу потребовалось шесть дней, чтобы создать Землю, а «Монти Пайтону» – всего 90 минут1, чтобы его развенчать». Причём британские остроумцы добились беспрецедентных условий от крупной голливудской студии Universal Pictures и получили финансовый карт-бланш2, даже не представив сценарий – ограничившись вольным стихотворным пересказом событий будущей ленты. Как бы то ни было, Большой приз жюри (куда входил и наш мэтр Сергей Бондарчук) престижного Каннского международного кинофестиваля послужил прекрасным доказательством и, по сути, официальным признанием художественного вклада «монтипайтоновцев» в киноискусство. В уморительном прологе престарелые служащие страховой компании, в чьих в рабских душонках пробуждается дух «морских ястребов» и «пиратов в алом», сокрушают основы новейшего корпоративного менеджмента и отправляются на разграбление экономического чуда, олицетворяемого всесильной Very Big Corporation of America, да спотыкаются об ошибочность современных представлений о действительности. Этот остроумный вывод ценнее глубокомысленных и высокопарных рассуждений в бесчисленных научных трудах о достижениях и недостатках современной экономики!
Распространено мнение, что в «Смысле жизни» дружная команда кинодраматургов и исполнителей ведущих ролей отказалась от связного сюжета предыдущих полнометражных постановок, вернувшись к свободному чередованию скетчей, характерному для телесериала «Летающий цирк «Монти Пайтона». На мой взгляд, это не совсем так и даже совсем не так. Композиция покажется по-своему совершенной, если соотнести картину с такими выдающимися рок-мюзиклами, как «Томми» /1975/ и – в первую очередь – «Пинк Флойд: Стена» /1982/: члены труппы уподобились тому гениальному клоуну, что, во всех нюансах повторяя музыкальный номер скрипача-виртуоза3, одновременно пародирует его на радость почтенной публике. Поиск ответа на вопрос о смысле нашего существования ведётся в истинно «монтипайтоновском» духе – от противного, то есть с подробнейшей иллюстрацией алогичности и абсурдности бытия человека, особенно в условиях современного, непомерно цивилизованного общества. От тайны появления на свет – к не менее загадочному моменту встречи с самой Смертью, однажды заявляющейся без приглашения, в том числе к тем, кто не успел отведать злополучного мусса из лосося. А в промежутке… Кто прав относительно использования противозачаточных средств: католики или протестанты? Сохранит ли неизменную чопорность английская школа, если преподавателю предпишут детально (вплоть до наглядной демонстрации!) просвещать учеников о протекании полового акта? Всегда ли будет необходима армия, чей боевой дух не могли сломить ни зулусы, ни незримые тигры? Каково чувствовать себя, завещав во спасение других печень?.. Число побочных вопросов устремляется в бесконечность, пока поток свободомыслия грубо не прерывает «аппетитный» десерт – посещение состоятельным мистером Креозотом (Терри Джонс воплотил один из лучших антибуржуазных образов в истории кинематографа!) респектабельного французского ресторана.
Впрочем, авторы прозорливо, развенчивая последние намётки логики, прерывают повествование, обнажая условность экранного зрелища. В сценке «Конец фильма» даётся-таки долгожданный ответ любопытным, точно рыбки в аквариуме, зрителям: «Да ничего особенного. Старайтесь быть вежливыми с другими, избегайте жирной пищи, читайте время от времени хорошие книжки, ходите пешком и старайтесь жить в гармонии с представителями всех рас и наций». Вот только расшевелить души пресыщенных людей, заставив их пойти в кинотеатр, способна лишь грязь и развлекательная тупость.
__________ 1 – Имеется в виду хронометраж картины без пролога, формально получившего статус «Нашего краткого кинопредставления» – своего рода киножурнала, предуведомляющего основной сеанс. 2 – Хотя говорить о коммерческом триумфе неуместно, кассовые сборы ($14,9 млн. в североамериканском прокате, £3,13 млн. в Великобритании) покрыли затраты в размере $9 млн. 3 – Возможно, и не уровень ансамблей The Who и Pink Floyd, но одна из блистательных композиций, «Всякая сперма священна», даже выдвигалась на национальную кинопремию BAFTA.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |