|
| | |
| | | Призраки Гойи
Названия | | Goya's Ghosts / Los fantasmas de Goya |
Первый показ | | 2006.11.08 (Испания) |
В России | | 2007.05.10 (прокат Вест) |
Проголосовало | | 34 чел. | |  |
|
|
Инесс, музу знаменитого портретиста Франциско Гойи, инквизиция бросает в темницу. В отчаянии живописец просит о помощи своего друга, священника Лоренцо. Их взаимоотношения подвергаются серьезному испытанию, необратимо меняя судьбы всех троих. | текст от «Вест» |
© Евгений Нефёдов, 2007.05.15 | Авторская оценка: 8/10 |
Фильм начинается с очень выразительного эпизода – совещания членов могущественного церковного братства, принимающих решение о возвращении в Испании к практике задержания сограждан по подозрению в ереси и применения допросов с пристрастием. Решение, косвенной, а быть может, и непосредственной причиной которого служат именно работы Гойи. «Неужели весь мир видит нас такими?» – вопрошает престарелый служитель Бога, выражая общее негодование по поводу как ужасающих демонических видений, так и того факта, что ангелов в женском обличии художник пишет с… проституток. Заключительным же аккордом истории поневоле служат всё же не финальные кадры с Иньес, удаляющейся вслед за своим невольно единственным возлюбленным. А целая галерея образов с прославленных живописных полотен мастера, в том числе его автопортрет, которым, как известно, суждено остаться в веках… Итак, Милош Форман вернулся!
«Призраки Гойи» созданы, вне всякого сомнения, на уровне наивысших достижений режиссёра, некогда эмигрировавшего из ЧССР. И уж точно намного превосходят три его предыдущих творения. Более того, Форман1, пожалуй, впервые в рамках одного произведения сводит чуть ли не все излюбленные – вплоть до неотвязности! – мотивы своего творчества. Прежде всего вновь поражает исключительная глубина анализа функционирования социально-политических институтов общества. Есть немалый соблазн в том, чтобы актуализировать поведанную историю о том, как испанская Инквизиция, удерживавшая власть средствами террора, была низвергнута силами революционной (наполеоновской) Франции, под лозунгами свободы, равенства, братства принёсшими невиданную боль и страдания. Параллель с недавними событиями по свержению армией США диктаторского режима Саддама Хусейна напрашивается, казалось бы, сама собой! И всё же авторам удаётся убедить не довольствоваться частностями, но зреть в корень, стараясь по возможности постичь некие универсальные, объективные законы человеческого существования. «Надеюсь, Вы понимаете, что приговор направлен не лично против Вас», – в этих словах, обращённых на священном суде к бывшему сотоварищу брату Лоренцо, на самом деле нет ни грана лицемерия.
И не менее сильно завораживает в фильме пласт, относящийся к мироощущению художника. Т.н. муки творчества вновь приобретают у Формана предельно наглядную и страшащую форму. Можно даже сказать, материализуются в призраках, беспрерывно терзающих душу живописца. Но и они, призраки, всё равно являются лишь идеальным (точнее, надматериальным) отражением тех пагубных процессов и явлений, с которыми человечество сталкивается постоянно. А за мгновения истинного вдохновения, хотя и оправдывающего вынужденные компромиссы с совестью, всё равно придётся рано или поздно расплачиваться…
__________ 1 – Немаловажно и соавторство выдающегося кинодраматурга Жана-Клода Каррьера – француза, легко находившего общий язык с многими великими режиссёрами из разных стран.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
На фильм потрачена большая сумма денег...Это не факт, лишь предположение после просмотра. Не могу сказать, что фильм произвел на меня какое-то особенное впечатление, но он вполне мне понравился. Актеры играют замечательно, внутренний мир продуман и хорошо выполнен. Всё естественно, без цензуры, если можно так выразиться. Картина относится к исторической драме. Описывает непостоянство власти и отношения "низов" ко всем изменениям. Где-то жестоко, где-то забавно, где драматично...нам показаны жизни нескольких людей, связанных вместе. В один момент кто-то сидит во главе, другой приклоняет голову...и вдруг, в следующее мгновенье, всё меняется и осужденный становится судьей...С одной стороны, такие метаморфозы забавны, с другой - понимаешь, что в то смутное время всё действительно было так. Но нам показано ровно столько, сколько известно было королевскому живописцу Франсиско Гойя. Мне показалось, что я смотрю видеодневник, это несколько условно, но другого слова мне сейчас не приходит на ум. Я поставила 7 баллов, только лишь потому, что фильм не показался мне ярким, он не задел меня. Еще, вероятно, причина в том, что я не до конца поняла в чём суть названия "Призраки Гойи". У меня есть теория, но я в ней не уверена, и это недопонимание меня смущает. В заключение, могу сказать, что фильм нужно посмотреть. В нём что-то есть. Я смотрела его в кинотеатре, и не могу сказать, что пожалела об этом. 
|
Испания времен инквизиции. Одолеваемая страстями, мятежная, суровая страна.
То было время, когда каждый человек, обронивший случайное, неугодное церкви слово, мог уже никогда не увидеть белого света, будучи заточенный в темнице, признавшийся под пытками в том, чего никогда не совершал. Время, когда одна власть сменяла другую также стремительно, как день сменяет ночь.
Еще сегодня церковь решала, кому жить, а кому - умереть, а сегодня ворвались французы с их вечным непокорным свободным духом, провозгласили нового короля и приговорили к казни священнослужителей. А завтра пришли англичане и вернули мрачных инквизиторов к власти.
В это время жил и творил великий живописец Гойя. Удивительно и символично показана в фильме его жизнь. Он как будто со стороны наблюдает за тем, что творится в его стране. При любой власти он пишет картины, запечатлевая образы настоящего на своих холстах и гравюрах. Не приукрашивая, не скрывая ни любви, ни наготы, ни грязи, ни боли.
Судьба художника в фильме отражается главной, но спокойной линией. Он не влияет на ход вещей - он лишь замечает все, чувствует, дышит этим. Гойя - своеобразный дух Испании времен инквизиции. Везде продаются его гравюры, он сам является придворным живописцем и несмотря на неприкрытую откровенность своих картин, он пользуется уважением, любовью и доверием короля, его приближенных и что самое главное - церкви.
В жизни Гойи большое значение имела девушка, чей портрет он нарисовал однажды. Инес, дочь хорошего знакомого художника, - невинное дитя. Нежная, добрая, беззащитная и прекрасная, эта девушка однажды совершает мелкую оплошность, которая решает ее судьбу. Оставшись одна, несчастная и измученная, на протяжении многих лет она существует и не жива, и не мертва. Но Гойя не забывает ее... для художника Инес - его картина, его творение. Лицо девушки приходит к нему во сне и не дает покоя. Уже никогда он не сможет вычеркнуть из памяти это прекрасное видение, чей портрет он однажды нарисовал.
Это фильм о любви и страданиях, о предательстве и доверии, о вере и падении всех идеалов.
Замечательная игра актеров создает поистине неоднозначные образы. Натали Портман предстала разноплановой, яркой характерной актрисой. Отношение к Хавьеру Бардему, сыгравшему падре Лоренцо, меняется на протяжении всего фильма. Циничный, грубый, порой слабый, но и мужественный, этот актер создает неповторимый, волнующий образ человека, которого нельзя назвать отрицательным персонажем. И в конце фильма мне становится искренне жаль его, потерянного и одинокого.
По праву произведение испанского режиссера "Призраки Гойи" в одночасье стало одним из самых ярких, красивых, сильных и неоднозначных фильмов, которые я когда-либо видела. Словно картина, написанная широкими, смелыми мазками, эта история приковывает к себе взор, заставляя без устали смотреть, впитывая каждое мгновение, восхищая, удивляя...
|
Фильм великолепен атмосферой и трагизмом. Огромная концентрация шикарной актёрской игры и дорогих сцен. Кино, которое потрясает.
Зал был полупустой, но когда включили свет большинство людей вставало с заплаканными глазами.
Шедевр.
|
Очень качественный фильм великого режиссера современности. Актеры не играют, они живут в фильме, нет ни малейшего ощущения неестесственности, зрители переносятся в ту историческую эпоху и наблюдают все коллизии как бы изнутри, вместе с Гойей. Замечательный срез жизни того времени.
|
Очень жалко было Инесс в исполнении Натали Портманн: после пятнадцатилетнего заключения в темнице тело ее покрылось струпами, голова облысела, челюсть свело на сторону и частично она утратила рассудок. А так, вообще, Форман разочаровал. Депрессивная фантазия на тему гойевских времен.
|
| | |