|
| | |
всего сделано правок - 97, последняя: 2023.12.08
| | | Версия
Первый показ | | 2007.09.07 (Канада) |
Проголосовало | | 11 чел. | | |
|
|
Анвар Эль-Ибрагими (Омар Метвалли), гражданин США египетского происхождения, признанный учёный, оказывается задержан по приказу сенатора Коррин Уитман (Мерил Стрип) — и тайно, без предъявления официального обвинения, переправлен в родную страну, в одну из тех секретных тюрем ЦРУ, что были открыты по всему миру ещё при Билле Клинтоне. Допрос с пристрастием проводит опытный местный следователь (Игал Наор) под наблюдением американского агента Дугласа Фримана (Джейк Гилленхаал), который всё более убеждается в мысли, что произошла ошибка. В самих Соединённых Штатах Анвара пытается вызволить из заточения жена Изабелла (Риз Уизерспун). | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2009.10.04 | Авторская оценка: 7/10 |
Можно лишь поразиться тому, что фильм не вызвал никакого резонанса, скромно пройдя по экранам осенью 2007-го года – вскоре после очередной годовщины событий 11-го сентября. Особенно удивляет равнодушие зрителей1 в самих Соединённых Штатах, всё ещё пребывавших, видимо, в том же неведении, что и умный аналитик Дуглас, вызвавшийся сотрудничать с Центральным Разведывательным Управлением именно после упомянутой трагедии – «более или менее», по уточняющей характеристике сотрудника миссис Уитман. Ему самому, чтобы разочароваться в идеалах, приобретённых не по доброй воле, потребовалось пройти через унизительную процедуру участия в жёстком допросе другого человека, подозреваемого в причастности к террористической деятельности в силу ряда косвенных улик, но прежде всего – из-за арабского происхождения и «проницательности» женщины-сенатора, настоящей железной леди.
Подозреваю, что причина – в эффективности машины официальной пропаганды, которую не смогли поколебать даже заявления ряда знаменитых деятелей науки и искусства, публично выразивших недоверие Правительству и лично Президенту. Но с другой стороны есть своя закономерность в том, что за реализацию замечательного сценария Келли Сейна2, основанного на фактах, взялся иностранец – Гэвин Худ. Будучи белым, он тем не менее родился и вырос в ЮАР и, безусловно, знал о том, что представляет из себя расовая, религиозная, идеологическая и социальная нетерпимость не понаслышке. «Версия» во многом следует линии, начатой в проникновенной человеческой драме «Тсотси» /2005/. Гэвин не просто развенчивает существующую политику, мимоходом отмечая иезуитское коварство ЦРУ: Уитман нервно реагирует на оговорку Фримана, заявляя, что они не используют пытки ни де-юре, ни де-факто и что именно во избежание нарушения родного законодательства прибегают к помощи других государств – союзников в деле борьбы с т.н. международным терроризмом. И в контексте повествования заголовок звучит двусмысленно, почти издевательски…
Драматургически картина3 выстроена таким образом, что априори не допускает одномерную трактовку. Говоря по совести, фильм звучал бы неоднозначно и изобличающе, даже если б версия спецслужб оказалась верной. Худ обнажает сложное пересечение судеб нескольких людей, вовсе не ограничиваясь сопоставлением монтажными средствами тайного собрания исламских фундаменталистов с… совещанием «ястребов» из-за океана. Порочна и в корне ошибочна сама практика т.н. превентивного противодействия терроризму, базирующаяся на махровом расизме и на деле не приводящая ни к чему, кроме роста ненависти и эскалации насилия. Авторы дают исчерпывающий и убедительный ответ на вопрос, почему молодые парни и девушки, которым хочется жить полной жизнью, любить, творить, всё-таки надевают пресловутый «пояс шахида». И даже подспудные причины атаки башен-близнецов по окончании сеанса становятся, право, понятнее.
___________ 1 – Кассовые сборы в национальном прокате составили $9,28 млн., то есть чуть более трети производственного бюджета ($27,5 млн.). 2 – Это всего лишь вторая его работа после картины «Франческа Пэйдж» /1997/, снятой Келли самостоятельно. 3 – Подобно ряду иных выдающихся социально-философских кинопроизведений последних лет («После дождя» /1994/, «Бочка пороха» /1998/, «Магнолия» /1999/, «Город Бога» /2002/).
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |