|
| | |
всего сделано правок - 29, последняя: 2023.01.13
| | | Одержимая
Названия | | Possession / The Night the Screaming Stops |
Названия (рус.) | | Одержимая бесом / Одержимость |
Первый показ | | 1981.05.27 (Франция) |
Проголосовало | | 11 чел. | | |
|
|
Марк (Сэм Нилл), долгие годы счастливо проживший в браке с Анной (Изабель Аджани, «Сезар» и премия Каннского МКФ), начинает замечать за женой странности — и без особых трудов находит её любовника Хайнриха (Хайнц Беннент). Однако и это не проясняет поведение супруги, объявившей о своём уходе и начавшей бывать дома лишь изредка, чтобы навестить маленького сына Боба (Михаэль Хогбен). Марк вынужден обратиться к частному детективу (Карл Дюэринг). | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2012.04.27 | Авторская оценка: 8/10 |
Сложная прокатная судьба картины в общем-то не вызывает удивления. Понятно стремление1 небольшой дистрибьюторской компании Limelight International заинтересовать в США многочисленных любителей хорроров – но перемонтированный и радикально сокращённый (существовали разные версии, с длительностью от 81 до 97 минут) вариант спровоцировал крайне скептические, нередко насмешливые отзывы местных критиков. В Великобритании лента попала в печально известный перечень запрещённого непристойного видео (Video nasty), откуда была исключена лишь в 1999-м, а в ФРГ, несмотря на участие в создании западноевропейских кинематографистов и проведённые в Берлине съёмки, – вообще не вышла на экраны. Да и в самой Франции «Одержимая» привлекла всё-таки скромную (541 тысяча человек) аудиторию, хотя факт участия в конкурсе Каннского кинофестиваля, равно как и признание со стороны национальной киноакадемии, достаточно красноречив. По сути, бесспорным стало восхищение актёрским подвигом Изабель Аджани – и «звезда» едва ли преувеличивала, когда говорила журналистам, что приходила в себя после роли несколько лет.
Нетрудно представить себе ту растерянность, которую испытывали на сеансе зрители и которую только усиливали заявления Анджея Жулавского, с одной стороны отрицавшего жанровую природу произведения, а с другой – не поддерживавшего исследователей в иносказательно-философской интерпретации экранных событий. Грубо говоря, обосновавшийся в обычной городской квартире осьминогоподобный монстр вызывает примерно ту же смесь отвращения и ужаса, что и инопланетный чужой2 у Ридли Скотта. И вместе с тем… замешательство из-за весьма специфического, странного, не отвечающего привычной логике (то ли дело Рипли в исполнении Сигурни Уивер, банально пытавшаяся сохранить жизнь) отношения к нему со стороны людей, особенно Анны. Но и попытка воспринять всё в качестве плода воображения, следствия помешательства на почве одержимости, предоставленная авторами в финале, когда материализуются двойники Марка и Анны (или это их души покинули бренные тела?), встречает сопротивление из-за чётко и однозначно обрисованных предшествующих инцидентов. Ведь не жертвами же массовых галлюцинаций стали посетители злополучных апартаментов…
«Одержимая» – редкий пример метафизического фильма ужасов, в котором знакомые жанровые атрибуты (от саспенса до явления сверхъестественного создания, мерзкого на вид и смертельно опасного) производят, вопреки ожиданию, не самый сильный устрашающий эффект. Да, поочерёдное обнаружение твари частным сыщиком, его начальником Циммерманом, Хайнрихом всякий раз повергает в ступор, неизбежно завершаясь смертоубийством, а шок от раскрытия постыдной тайны мужем, никак не ожидавшим узнать об измене такого рода, усиливает экстрасенсорное воздействие со стороны существа, подчиняющего волю, ввергающего в безумие. Но парадокс заключается в том, что даже эти кадры уступают по всплеску бешеной энергии, по невообразимому накалу чувств сценам выяснения отношений Марка и Анны. Жулавский словно восходит к базовым, фундаментальным основам, устремляясь за границы рациональной сферы – в мир эмоций. Не знаю, был ли в том умысел3, но приглашение Сэма Нилла, накануне представшего в обличии выросшего Дэмиена, придало событиям дополнительную многозначность и глубину. Не в том плане, что злосчастный супруг является, не ведая об этом, Антихристом во плоти: со стороны Марка достаточно «простого» игнорирования слов эксцентричного Хайнриха о Всевышнем, равно как и собственных дурных предчувствий. Присутствие Бога незримо и неслышно, подобно лёгкому ветерку, но у человека всегда есть выбор: внять знакам свыше или ступить на гибельный путь, попав в область Его попущения, в предельном случае – став одержимым бесами.
__________ 1 – Кстати, отчасти оправдавшееся, поскольку кассовые сборы составили $1,1 млн. 2 – Сравнение тем более правомочно, что обоих конструировал художник Карло Рамбальди. 3 – Это маловероятно, если учесть, что премьеры состоялись с разницей всего в пару месяцев.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Хроника обыкновенной одержимости.
- Бог – это болезнь. - Именно эта болезнь помогает нам понять Бога. «Одержимая» (1981 год)
Как до, так и после «Одержимой» все герои Анджея Жулавски благополучно пребывали «на грани» увлечённости собственной истерией, что и за своими же криками и слезами не могли распознать начинающего овладевать ими безумия. Но, именно вэтой странной картине 1981 года «грань» исчезает, проваливается в небытие, безумие становиться для героев адом и раем, проклятием и так необходимым для жизни воздухом. Жулавски снял симфонию сумасшествия в которой какофония звуков оглушает, гипнотизирует, затягивает, заводит в тупик неожиданностью развития всего происходящего.
Как любой образованный европеец и к тому же выходец с её восточных окраин Жулавски любит Достоевского. Любит неистово, давая героямсвоих фильмов имена всех неврастеников из романов трудночитаемого русского гения. Или поступает ещё проще, снимая в 1985 году вольную фантазию на тему «Идиота». После такого Жулавски для нас должен быть, по крайней мере, отчасти «своим», так сказать посвященным в метафизические глубины человеческой психики.
Странно, но если выбирать из всех лент снятых этим поляком рождённым в Украине, но большую часть своей творческой биографии просуществовавшем на французской земле, то именно «Одержимая», со своими пространными диалогами о Боге, природе любви, совести, заставит вспомнить о книгах Достоевского.
Часто этот фильм называют очень «русским» словом «хоррор», то ли от того, что Изабель Аджани добрую часть фильма прометалась в синем грязном платье с бешеными глазами (Каннская ветвь за «Лучшую женскую роль» и «Сезар» оправданы), то ли эпизод в метро заставил смотрящих махнуть ручкой на смысл, насуть, на то главное, что Жулавски вложил в эту картину.
За рваннымвизуальным рядом, за сценами, в которых за героями скользит то и дело вращающаяся камера диалоги воспринимаются не просто, они будто отходят на второй план. Но, Жулавски сразу даёт понять одну непреложную истину всего происходящего, вкладывая её в слова одного из героев: «Бог для меня – это болезнь». И не важно чем она порождена: одержимостью собственной жены, ревностью или оккультизмом.
Всё это смахивает на классический абсурд Камю. Если Бога нет, то его можно выдумать -как это делает Генрих, или же подменить эту не телесную эфемерность не выдающую ничем свое доподлинное существование на нечто более осязаемое, например, на свою жену, и в этом Марк не очень то оригинален. Но есть другой способ, от которого у доброго христианина начнёт щемить зубы - Бога можно сотворить в соответствии со своими личными запросами, вырастить – и в этом Анна превзошла всех остальных, перешла все дозволенные границы. Бога нет, так стань им, бояться нечего. Только дорога познания умащена безумием и рано или поздно она должна к чему-то привести, а может к …кому-то?
Подобно Кириллову из «Бесов» Анна, Марк и Генрих создают себе лжебогов, выбрав путь «своеволия», подменив жизнь одержимостью. Ибо человек существо слабое, способное выворотить себя, изжечь, выпустить собственных демонов в незащищенность миравозвеличив их.
Фильм ирреален, двойственен, невероятен и притягателен, отчасти из-за того, что снят в зоне отчуждения Западного сектора атрибутика которого то и дело мелькает в кадре: вот ясно виден кусокБерлинской стены, на которомогромное кое-как написанное«Freiheit» совершенно случайно дополняет контекст ленты, здесь смотровые гэдээровскиевышки, опутанные колючей проволокой заставляют задуматься, что в таком мире Бог просто не может жить, а вызывающие суеверный ужас пустые улицы, дома, смотрятся как нечто апокалипсическое, предупреждающее.
Жулавски странный режиссер, по слухам испытывающий магию Вуду на своих актёрах. Последнее звучит полной чушью если учесть, что в его фильмах всегда снимались от природы не стандартные личности для которых иступлённая игра превращалась в акт священнодействия. Об этом сказала сама Изабель Аджани: "Актеры на сцене и экране не выражают ничего другого, кроме самих себя. Как бы яростно они ни отрицали этого". Верите?! После просмотра «Одержимой» Вы об этом точно задумаетесь.
|
| | |