World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (98)
-связки


 Промо
-постеры (32)
-кадры (7)
-трейлеры


 На сайтах
-afisha
-film.ru
-imdb
-kinopoisk
-metacritic
-rottentomatoes


 Википедия
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискичитать отзывы (2)редактировать<-->

страница создана Contributor от 2006.10.16
всего сделано правок - 82, последняя: 2021.07.06

Ветер, который качает вереск (2006, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 32 | кадры 7
Ветер, который качает вереск


НазванияThe Wind That Shakes the Barley / El viento que agita la cebada / Il vento che accarezza l'erba / Le vent se lève
ПроизводствоИталия, Испания, Франция, Германия
Форматполнометражный фильм
Хронометраж127 мин.
Жанрдрама, военный фильм
Первый показ2006.05.18 (Франция)
РежиссёрКен Лоуч
Сценарий, идеяПол Лэверти
КомпозиторДжордж Фентон
В ролях Kиллиан Мерфи, Пэдрейк Делани, Лайэм Каннингхэм, Роджер Аллам, Орла Фицджералд, Mary O'Riordan и другие


Средний балл7.5 из 10
Проголосовало
20 чел.
Место в рейтинге3085 из 8108
Проголосуйте 





Краткое содержание

Ирландия, 1920-й год. Дэмиен О’Донован (Силлиан Мерфи), забыв на время о мечте продолжить учиться на врача, вместе со своим братом Тедди (Пэдрейк Делейни) присоединяется к подпольному вооружённому движению, чтобы бороться против британских войск, силой штыков насаждающих покорность короне. Но и обретённая независимость не приносит по-настоящему мирной жизни…




Кадры из фильма
посмотреть все кадры [7]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2006.10.16Авторская оценка:  7/10

Хотя Кен Лоуч достаточно регулярно участвовал, начиная с рубежа 1970-80-х годов, в конкурсе Каннского международного кинофестиваля и, более того, не так уж редко уезжал домой с теми или иными наградами, решение, принятое жюри 59-го по счёту киносмотра во главе с гонконгским режиссёром Вон Кар Ваем, повергло в удивление многих. Тот факт, что «Золотая пальмовая ветвь» досталась работе патриарха (он 17-го июня отметил своё семидесятилетие) британского кинематографа, а не лентам считавшихся фаворитами Педро Альмодовара, Алехандро Гонсалеса Инарриту, Аки Каурисмяки, Нанни Моретти или даже Ричарда Линклэйтера, был расценен как сенсация. Заметим, не без оснований. Фильм кажется на первый взгляд произведением скромным, лишённым особых художественных претензий, довольствущимся в области формы приёмами из арсенала традиционного реалистического, социально-критического кинематографа, именно английские приверженцы которого подчас добивались значительных успехов. Впрочем, лишь на первый взгляд. И даже несомненная злободневность материала, а также бескомпромиссность политической, гражданской позиции авторов всё же не видятся здесь первостепенными.

Фраза «Ветер, который качает вереск», или, точнее, «Ветер, что колышет ячмень» (слово «the barley» переводится однозначно, только как ‘ячмень’, ‘вереск’ же по-английски – «the heather»), является строчкой из народной песни. Но этот волнующий и очень красивый образ по ходу развёртывания событий приобретает совсем иной, более глубокий и по-своему – символический смысл. Только вот почему? Лоуч и его теперь уже постоянный сценарист Пол Лэверти вроде бы довольствуются тем, что повествуют о сравнительно небольшой группе участников сопротивления оккупационным властям, подчас – и вовсе сосредотачиваясь на рассказе о судьбе двух братьев. Повествуют, безусловно, предельно честно, хотя и почти исключительно с одной точки зрения – с позиции тех, кто подвергается травле. Деяния британских солдат, не обсуждающих полученные приказы и в случае необходимости не останавливающихся ни перед избиением, ни перед убийством мирных граждан, прибегающих и к пыткам пленённых мятежников, не могут не вызвать резкого осуждения, а подчас – заслуживают и нелестного сравнения с методами, позднее практиковавшимися на захваченных территориях нацистами. Сомнений же в целесообразности ответных акций, будь то захват винтовок, нападения на рядовых и офицеров или расстрел земляков-предателей (особенно выделяется фигура аристократа и землевладельца сэра Джона Хэмилтона, горячего сторонника правления англичан), не возникает ни разу. Но всё равно речь идёт лишь о нескольких, вполне конкретных людях (не только о молодых повстанцах, но и обо всех тех, кто им помогает), которые в последнюю очередь воспринимаются частью массового, всенародного движения – да и то лишь благодаря случайным обмолвкам, мимолётным упоминаниям в разговорах о том, что творится в других городах и весях, включая Дублин… Действительно странно.

А ведь режиссёр остался верен себе, поскольку его отличительными чертами всегда являлись стремление дойти до существа, отображение тончайших нюансов, самоограничение до освещения неких частных, уникальных обстоятельств. Тех самых, повседневных, бытовых ситуаций, с которыми постоянно сталкивается каждый, вовсе не обязательно – живущий в эпоху масштабных катаклизмов. Но вместе с тем даже в таких, намеренно стеснённых условиях Кен Лоуч заставляет, что называется, кожей почувствовать дуновение ветра Истории, «качающего» (а нередко и выкорчёвывающего с корнем) беззащитные злаки – людские судьбы. Авторам удаётся выделить наиболее важный и актуальный аспект событий, канувших в Лету. Фильм возвращает исконное значение понятию, основательно дискредитированному усилиями современных (прежде всего западных) дипломатов, политиков и идеологов, – национально-освободительное движение. Лишь правое дело, каковым оно и было у ирландцев, вовсе не проливших первой (во всех смыслах) крови, достойно столь высокого звания. И исключительно тогда, когда ни у представителей молодёжи, ни у зрелых людей, ни у стариков не возникает и тени сомнения в том, что оккупантам не ходить по родной земле…

И всё же глубина картины «Ветер, который качает вереск» не исчерпывается антиколониальной и, как следствие, антианглийской направленностью, даже если под таковой считать критику политики как Британской Империи, так и – иносказательно – сегодняшней Великобритании, совместно с США активно участвующей в порабощении на новый лад т.н. развивающихся стран. Лоуч и Лэверти (это тем лучше говорит о сценаристе, являющемся наполовину ирландцем, наполовину шотландцем, а родившемся – в Калькутте) прозорливо не ставят точку в тот момент, когда подпольщики, по сути, добиваются провозглашённой цели. Наоборот! Пастор в местной католической церкви искренне недоумевает на проповеди, как можно вести вооружённую борьбу уже не с армией поработителя, а с собственными соотечественниками, надевшими военную форму. В том, по мнению авторов, и состоит не просто трагедия конкретного национально-освободительного движения, но и печальная объективная закономерность: такова цена, которую приходится заплатить. Заключённый в 1921-м англо-ирландский договор, предоставивший территории статус доминиона, неожиданно послужил причиной для раскола внутри новообразованной страны, уже в следующем году получившей (став Ирландской Республикой) полный суверенитет, однако – начав отсчёт собственной истории с гражданской войны. Кровопролитной и братоубийственной, свидетельством чему и является судьба единоутробных О’Донованов…

В завершении следует обязательно упомянуть, что Кен Лоуч не стал привлекать, как делал раньше, никому не известных, непрофессиональных исполнителей, пригласив сыграть Дэмиена, наверное, самого популярного ныне ирландского актёра Силлиана Мерфи («Диско-свиньи», «28 дней спустя», «Завтрак на Плутоне»), а, например, его классового врага и ренегата Хэмилтона – опытного Джона Эллама. И что «Ветер, который качает вереск», к чести англичан (и вопреки первоначальным опасениям режиссёра), превосходно прошёл в прокате Соединённого Королевства, собрав свыше £3 млн.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».









Jul_666 | СА?: 3 года 4 месяца | отзывов 59, их сочли полезными 24 раз 2009.08.01

Первые 20 минут я не могла погрузиться в историю и воспринимала фильм как «фильм». Но потом я вся ушла в него… И, черт возьми, столько переживаний за 2 часа! Не удивительно, что Ирландия до сих пор не оправилась от войны… если подумать, то все что происходило на экране — происходило со всей страной, со всеми семьями…

Фильм получился правдивым благодаря шикарнейшему подбору актеров. Ни на секунду не сомневаешься в происходящем на экране. Все крутится вокруг двух братьев, которые принимают разные стороны противостояния. Да, сначала они вместе, заодно… Чего стоит поступок Дэмиена в камере, когда солдаты пришли за Тэдом, чтобы пытать его и узнать где оружие, Дэмиен встал и сказал, что это он — Тэд. Но потом война прекращается, т. к. был принят мирный договор. Все были рады, пока не узнали условий этого договора, вот тут-то братья и разошлись… и Дэмиен не менял своего отношения к брату, просто не принимал его точку зрения, а Тэд смог открыть рот и сказать, хоть и со слезами на глазах и дрожью в голосе: «Огонь…», когда ружья были направлены на его брата… Да, плевать… Плевать на договор и страну — ведь это ТВОЙ родной брат! Как потом жить с этим? Каждый день, прокручивая в голове то, что ты сделал… Эти мысли больше никогда не покинут тебя… И каждый день, проживая снова и снова… Слыша как пули входят в плоть братишки… Каково?! Да, ведь невозможно так жить… Лучше самому умереть, чем так истязать себя снова и снова…

Режиссерская работа выше всяких похвал, особенно благодарна за правдоподобные перестрелки. Ну, и напоследок процитирую Дэмиена, на мой взгляд, эта фраза отражает дух и смысл всего фильма: «Легко понять против чего ты борешься, сложнее понять для чего ты борешься…»

8 из 10



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 1 чел.
ответить (нет ответов)


kvn1978 | СА?: 8 лет 11 месяцев | отзывов 223, их сочли полезными 35 раз 2021.07.06

Я согласен с мнением Нефёдова, что фильму не хватает масштабности в изображении борьбы ирландцев за свою независимость. Но обо всём по порядку. С творчеством Лоуча я знаком не очень хорошо. Некоторые фильмы смотрел, про другие читал. Но зато я неплохо представляю его взгляды по самым разным темам, как современным, так и прошлого. Поэтому рассчитывал на достаточно честное, но качественное кино, с множеством батальных сцен (фильм то о войне!), жестокостью и эпичным размахом, но без лишнего пафоса и театральщины. Получил ли я то, что хотел? Нет. Фильм выглядит как среднебюджетный качественный телефильм. Это неплохо само по себе, но в данном случае хотелось другого видеоряда. Весь масштаб войны и трагедий с ней связанных, в фильме показан через судьбу нескольких человек. В советском кино о событиях революции и гражданской войны тоже такое практиковалось, но там на заднем фоне всегда была масса людей. Рабочих, крестьян, буржуа, интелегенции, дворян и военных. А вот в фильме Лоуча этого нет. Есть группа товарищей и их друзей и родных, плюс враги, и то тех немного. Это серьёзное упущение. При просмотре фильма у меня было ощущение что в Ирландии огромная территория, но очень мало населения. Буквально несколько тысяч человек. Это далеко не так. Второй минус фильма - очень мало показано эпизодов боестолкновений ИРА с британскими войсками. Буквально несколько эпизодов. Да, о характере боевых действий, они позволяют судить, но всё же это была война. Да и сами эти эпизоды не слишком уж зрелищные. Наверное для дополнительных эпизодов надо было или увеличить хронометраж или сократить часть сцен уже существующих. Например, первая сцена на ферме, как по мне, слишком уж затянута. Люди кричат, орут, но ничего не происходит долгое время. Теперь что мне понравилось в фильме - изображение зверств британцев, методы борьбы ИРА, проблемы в обществе, превращение бывших борцов за независимость в заклятых врагов. Подобное мне хорошо известно по книгам и фильмам как о Великой Октябрьской социалистической революции так и по событиям в Никарагуа, Афганистане и ряде других стран. Идея фикс может на время объединит людей, но только на время. А дальше начинается обычная жизнь. Где жить, что есть, где найти работу. Режиссер прекрасно (хотя и недостаточно) показал, что для буржуа поддержка силового блока революции служит определённой индульгенций на сдирание всё новых и новых шкур с простого народа. Когда за тобой сотни боевиков, что тебе закон. Ты сам закон. Также показано, что любая революция это прежде всего насилие и убийства. Сначала как защитная акция, а дальше просто потому что так легче всего вести дела, да и страшно становиться за свою жизнь - ты сегодня кого-то пожалеешь, а завтра тебя самого за это расстреляют. На зверства британских военных ирландцы отвечают террором и убийствами, те в ответ проводят ещё более жестокие рейды, ИРА проводит в ответ ещё более кровавое нападение. И так до бесконечности. Собственно события в Северной Ирландии развивались многие десятилетия по схожему сценарию. История учит, что ничему она не учит.
Подвожу итог. Сюжет фильма, актерская игра, проблемы которые он поднимает - всё на очень хорошем уровне, размаха происходящего не видно и не ощущается, реализация задуманного на среднем уровне. Итог: моя оценка фильму - 7/10. Не шедевр, но посмотреть стоит.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура