|
| | |
всего сделано правок - 45, последняя: 2023.01.15
| | | Не тронь добычу
Названия | | Touchez pas au grisbi / Grisbi / Grisbì |
Первый показ | | 1954.03.17 (Франция) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 1 чел. | |  |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Авторитетный и многоопытный, но уже немолодой гангстер по имени Макс (Жан Габен) надеялся, что сложное и удачно осуществлённое ограбление, принёсшее пятьдесят миллионов франков в золотых слитках, позволит уйти на покой. Однако о крупной добыче прознаёт другой преступник, Анджело (Лино Вентура). Похитив Анри Дюкро по прозвищу «Ритон» (Рене Дари), лучшего друга и давнего партнёра Макса, он прибегает к изощрённому шантажу. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2010.11.22 | Авторская оценка: 9/10 |
В канун премьеры телесериала «Подпольная империя» Мартин Скорсезе представил крайне интересный и показательный перечень пятнадцати гангстерских фильмов1, которые оказали на него огромное влияние – в молодости, ещё до прихода в кинематограф. О большей части из них маэстро, впрочем, поведал гораздо раньше – в замечательном проекте «История американского кино», обстоятельно обрисовав тогда процесс сложной эволюции той традиции, которой и сам, естественно, не оказался чужд. Но что заслуживает отдельного упоминания, так это – присутствие в персональном рейтинге Мартина двух французских и одного итальянского жанровых образчиков, по понятным причинам не освещённых в упомянутой документальной картине. Причём в общем-то закономерно, что из лент, увидевших свет до начала 1960-х годов, когда европейский криминальный кинематограф стал по-настоящему оживать, бросив вызов доселе безраздельному господству Голливуда, упомянута лишь такая блистательная лента, как «Не тронь добычу». «Стиль элегантен и приглушён, ощущение усталости и близости смерти – исключительно сильно», – так Скорсезе охарактеризовал основные достоинства постановки сорокавосьмилетнего Жака Беккера.
Вообще говоря, «Не тронь добычу» остаётся одним из ключевых произведений своего десятилетия и всего послевоенного периода, когда мастера «поэтического реализма» так и не смогли повторить былых достижений и, хуже того, держались за всё сильнее устаревающие эстетические установки, подвергаясь обоснованной критике со стороны будущих зачинателей «новой волны». В то время как Беккер (к слову, ученик Жана Ренуара), обратившись к роману Альбера Симонена2, воспроизвёл на экране принципиально новую атмосферу, на примере наиболее радикальной и замкнутой – вспомним, как хозяйка ресторана выпроваживает назойливых случайных посетителей – части французов поведав о мироощущении сограждан в экономически стабилизировавшемся обществе. Он превосходно передал специфику существования людей вне закона, погрузив в особую атмосферу, где внешний лоск и роскошь сочетаются с неустранимым риском для здоровья и жизни, а торжественно декларируемый кодекс чести может быть нарушен в самый неподходящий момент. Памятный музыкальный лейтмотив, сочинённый композитором Жаном Вьенером, который, право, не уступит будущим работам Нино Роты и Эннио Морриконе (в шедеврах Фрэнсиса Форда Копполы и Серджио Леоне), позволяет вывести события на невидимый уровень – на уровень чеховских «подводных течений». Помещённый в заголовок призыв-предупреждение неисполним объективно, вопреки всем личным достоинствам (в первую очередь – железной волевой хватке) Макса, с неотвратимостью вовлекаемого в водоворот роковых событий. Можно выжить в жестокой перестрелке, не только оказавшись более хитрым, решительным, стойким, быстрым и метким, чем противник, но и заведомо распрощавшись с непомерными амбициями; смирившись с жертвой, приносимой во имя более важных моральных принципов, а по существу – ради сохранения человеческого достоинства. Не тронь добычу! Прислушивайся к подсказкам, оставляемым Жизнью, и тоненькому голоску совести!..
В высшей степени символично, что фильм Жака Беккера пользовался огромным зрительским успехом, собрав аудиторию в 4,71 миллионов человек. Образ Макса вернул непререкаемый авторитет Жану Габену, который помимо прочего был отмечен наградой на престижном кинофестивале в Венеции, а в роли Анджело – дебютировал2 Лино Вентура, вскоре пополнивший когорту «священных чудовищ» французского экрана.
__________ 1 – С подборкой можно ознакомиться здесь: http://www.thedailybeast.com/blogs-and-stories/2010-09-08/best-gangster-films-chosen-by-martin-scorsese/ 2 – Писатель также принял участие в адаптации и выступил автором хлёстких, как выстрелы, диалогов. 3 – Между прочим, на беспрецедентно выгодных для себя материальных условиях.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |