|
| | |
всего сделано правок - 28, последняя: 2019.09.24
| | | Второе дыхание
Названия | | Le deuxième souffle / Second Wind |
Первый показ | | 1966.11.01 (Франция) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 3 чел. | | |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Гюстав Минда (Лино Вентура), больше известный в преступных кругах как Гю, сбегает из тюрьмы и объявляется в Париже, находя убежище у любимой женщины — Симоны, выбравшей себе звучный псевдоним Мануш (Кристин Фабрега). Однако опытный комиссар полиции Бло (Поль Мейрисс) неотступно идёт по следу, догадываясь в глубине души, что Минда обязательно совершит ошибку. В надежде раздобыть деньги, чтобы надолго покинуть страну, Гюстав принимает предложение Поля Риччи (Раймон Пеллегрен) принять участие в опасном ограблении. Решение оказывается роковым. |
© Евгений Нефёдов, 2008.11.28 | Авторская оценка: 8/10 |
Вообще-то и более ранние картины Жана-Пьера Мельвиля не только не располагали к сантиментам, но и отличались, прямо скажем, весьма неоднозначной нравственной подоплёкой. И всё равно предуведомление с просьбой к зрителям ни в коем случае не отождествлять «мораль» Гюстава Минда с Моралью, а также – не осуждать методы, применяемые правоохранительными органами, которые были всего лишь описаны в «популярном полицейском романе»1, обращает на себя пристальное внимание. Минда действительно следует собственному кодексу чести, являясь в данном отношении единомышленником «самурая» Джефа Костелло, – из следующего фильма режиссёра, ставшего, по-видимому, его личной вершиной. Гю не мог не пойти на встречу с людьми Джо Риччи, фатальный исход которой был заранее предрешён, и не устроить настоящую бойню, расправляясь с «подлыми шакалами», допустившими, что Гюстав способен на предательство. Лино Вентура, успешно оспаривавший право и Жана-Поля Бельмондо, и Алена Делона2 претендовать на почётное звание главного супермена французского экрана3, предельно убедителен в образе физически несокрушимого и морально незыблемого, точно скала, гангстера. Воистину, как его метко окрестила пресса, «врага общества №1», чью относительную правоту тем не менее признал даже старый враг – мудрый инспектор Бло.
И всё-таки по мере развития событий начинает отчётливо проступать совсем иная, задумчивая и пессимистичная интонация, лучше соответствующая мысли, пронзительно прозвучавшей в эпиграфе: «При рождении человеку даётся лишь одно право – выбрать свою смерть. Но если этот выбор исходит от отвращения к жизни, то его наличие – просто насмешка»… По-видимому, именно в силу того, что разговоры сведены к допустимому минимуму, слова отдают хлёсткостью, словно выстрелы, а в каждом поступке, включая самые отчаянные, просматриваются рельефные контуры человеческих характеров, картина легко преодолевает условности типичного криминального фильма. «Второе дыхание» возносится до уровня печальной притчи на извечную тему – о соотношении свободы воли, будто бы даруемой человеку по праву рождения, и предопределённости судьбы. Ближе всего к разгадке тайны людской натуры подступил, пожалуй, Бло, не пересекающий опасную грань, не становясь зловещим манипулятором и искусителем, но – элегантно направляя ход событий в нужное русло. Помня, что природа скорпиона остаётся неодолимой, невзирая на самые искренние обещания, данные лягушке… Его личная миссия – указать путь к спасению тем, для кого не всё потеряно.
__________ 1 – В основу положена книга «Сведение счётов» (Un reglement de comptes) Хосе Джованни (кстати, в будущем – режиссёра), который помогал Мельвилю, адаптировавшему первоисточник самостоятельно, в написании диалогов. 2 – Оба, кстати, исполняли блистательные партии именно у Мельвиля. 3 – Актёр как-то пожаловался журналистам, что многие поклонники искренне верят, что он ночует с пистолетом под подушкой и автоматом под кроватью.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Очень хороший фильм. Здесь есть и хороший сюжет, и хорошие персонажи, и хорошие диалоги. Только вот очень важно балансировать между длительностью и всеми этими хорошими составляющими. Длина фильма утомляет, одновременно и хочешь узнать концовку, и невольно отвлекаешься. Нужно уметь предвидеть, насколько сюжет способен держать внимание зрителя, и дело тут не в плохом сюжете, а именно в этом тонком балансе. Здесь режиссер был недальновиден, понадеявшись, что такая длительность оправдана. ИМХО, этому фильму хватило бы 100 минут, ну, пусть 110, но никак не 150. Однако если вы обладаете свободным временем, то фильм можно смотреть смело, только вот когда вы не устали и способны удерживать внимание столько времени.
8 из 10
|
| | |