|
| | |
всего сделано правок - 60, последняя: 2023.01.13
| | | Красный круг
Названия | | Le cercle rouge / I senza nome |
Первый показ | | 1970.10.20 (Франция) |
Проголосовало | | 9 чел. | | |
|
|
Умный и хладнокровный преступник Коре (Ален Делон) отсидел за решёткой долгих пять лет. Накануне выхода из тюрьмы один из охранников предлагает ему осуществить «по наводке» ограбление модного ювелирного магазина в самом сердце французской столицы. Освободившись, Коре едет в Париж и в пути спасает от полицейского преследования Мишеля (Джан Мария Волонте), который совершил дерзкий побег от сопровождавшего его к месту заключения комиссара Маттеи (Бурвиль). Два преступника, два волка-одиночки становятся преданными друзьями. Они умеют многое, но далеко не всё. Для осуществления замысла товарищам нужен снайпер. Так в криминальном «красном круге» оказывается бывший полицейский Жансен (Ив Монтан). Кража драгоценностей на два миллиарда «старых» франков становится сенсацией! Однако будет ли удача сопутствовать налётчикам, если по их следу идёт хитрый и опытный блюститель закона? | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2009.08.30 | Авторская оценка: 8/10 |
Жан-Пьер Мельвиль вспоминал, что придумал ключевой эпизод фильма (естественно, налёта на престижный ювелирный магазин) ещё на рубеже 1940-50-х годов. Однако выход «Асфальтовых джунглей» /1950/, а чуть позже, уже в родной Франции, – «Мужских разборок» /1955/, задавших каноны так называемых heist movies, вынудил режиссёра-сценариста переключиться на другие темы и вернуться к замыслу лишь двадцатилетием позже. Возможно, это даже неплохо, поскольку за прошедшее время произошло становление Мельвиля как художника со своим, жёстким и вдумчивым взглядом на жизнь – да и существенно изменилось само Время.
Картина поражает редкостным чувством стиля, вроде бы базирующимся на предельном аскетизме, сведении к суровому минимуму совершаемых поступков, проявляемых эмоций и даже звучащих слов1. Коре может, не поведя бровью, расправиться с двумя другими преступниками и спокойно покинуть злополучную бильярдную, лишь оборвав телефонный провод на глазах у изумлённого вахтёра, а Мишель – также быстро пристрелить в лесу других преследователей. Вот только события проистекают на изысканном, чуть ли не аристократически изысканном фоне – во всяком случае изобретательное цветовое решение, найденное оператором Анри Декэ, придаёт причудливость, лёгкую ирреальность атмосфере, где бы ни протекало действие: в баре, служащем неизменным местом встреч, купе поезда, откуда совершает побег Мишель, или на недорогой съёмной квартире. А как забыть кричаще странную, решённую в экспрессионистском ключе сцену «белой горячки» («борьбы со шкафом») Жансена?! Нельзя не принимать в расчёт и личности артистов2, отличающихся редкостной харизмой и психологически достоверных каждую секунду своего пребывания на экране.
Впрочем, от Жана-Пьера Мельвиля – в свете его предшествовавших произведений – было бы наивно ждать лишь следования законам жанрового кинематографа. Помещение на место эпиграфа пространной цитаты из Будды3 отнюдь не кажется холодной и претенциозной игрой ума кинематографиста-интеллектуала и точно – не является данью моде на культуру Востока. Не прилагая особых усилий, тщательно пресекая любые обвинения в умозрительности сюжетно-фабульных схем, Мельвиль обнажает действие неких универсальных механизмов, какое бы обозначение (судьбы, Рока, Божественного Провидения – в западной традиции) они ни получали. «Красный круг» принимает зримые формы, в данном случае – «кольца» полицейского оцепления во время облавы, лишь на финальном этапе. И наступающее за мгновения до гибели прозрение человека, осознающего, что безотчётно – сам избрал такой исход, резко усиливает трагический надлом.
__________ 1 – В данном отношении особенно показательна кульминация, поскольку ограбление происходит в тотальной, гробовой тишине. 2 – Хотя изначально предполагался иной исполнительский состав: Лино Вентура (вместо Бурвиля, выступившего в столь необычном амплуа), Жан-Поль Бельмондо (вместо Джана-Марии Волонте), Поль Мейрисс (вместо Ива Монтана). 3 – Приведём её полностью хотя бы в сноске: «Люди, даже не зная друг друга, должны однажды встретиться; с каждым из них может произойти что угодно, пока они идут разными дорогами, но в назначенный день они неотвратимо столкнутся в красном кругу».
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |