|
| | |
всего сделано правок - 69, последняя: 2023.01.15
| | | Призрак
Названия (рус.) | | Привидение / Призрак дома на холме / Логово дьявола |
Первый показ | | 1963.09.18 (США) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 3 чел. | | |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Доктор Джон Маркуэй (Ричард Джонсон) получает разрешение провести строго научный эксперимент по исследованию природы сверхъестественного в одиноко стоящем доме, построенном ещё в XIX веке, где если и не обитают привидения, то точно — творится что-то странное. Помочь учёному соглашаются две женщины, Элеонора (Джули Харрис) и Теодора (Клэр Блум), а также Люк Сандерсон (Расс Тэмблин), в чью собственность скоро перейдёт особняк. Но то, что произойдёт в стенах мрачной и загадочной обители, способен пережить не каждый человек. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2010.07.29 | Авторская оценка: 8/10 |
В тот момент, когда Элеонор порывает с прежней жизнью, напоминавшей существование в неволе, и покидает родную семью, решительно направившись на автомобиле в злополучный дом с привидениями и рассуждая про себя о дальнейшей судьбе1, у зрителей с неотвратимостью возникает ощущение дежа-вю. Думаю, сорокадевятилетний Роберт Уайз сознательно цитировал пролог из «Психоза» /1960/, ещё более усиливший тот шок, в который ввергала публику непредсказуемая развязка. Во всяком случае «Призрак»2, хотя и пользовался куда меньшим коммерческим спросом3, стал в обширном и облюбованном кинематографистами направлении фильмов о духах тем же, чем зловещий хичкоковский шедевр – среди бессчётных триллеров про маньяков-убийц. К слову, выдающийся американский режиссёр, внёсший значительную персональную лепту в обновление голливудской эстетики в 1960-70-е, ещё на заре карьеры проявил интерес к хоррору.
Уайз заинтересовался романом Ширли Джексон «Призрак дома на холме» благодаря рецензии в журнале Time, а после встречи с писательницей – лишь уверился в желании экранизировать книгу, пригласив для адаптации первоисточника кинодраматурга Нельсона Гиддинга, своего давнего товарища и единомышленника. Первое, что поражает во время просмотра, – редкостное формальное мастерство авторов, воспроизвёдших богатую мифологию жанра тут же, во вступительных кадрах, раскрывающих жуткую предысторию проклятого места. Система непривычных ракурсов и устрашающая какофония звуков, сообщающие событиям кричащую ирреальность, придают месту действия мистический ареол, витающий, кажется, над самими декорациями. Но, как и у Хичкока, основной саспенс, пугающий до глубины души, обусловлен не деяниями потусторонних сил, а явлениями внутреннего мира – великими законами человеческой психики. Уайз и Гиддинг, обозначив позитивистский подход к феномену и даже введя образ исследователя-энтузиаста, старающегося изучать неизведанное, отринув обывательский скепсис и примитивные наукообразные объяснения, приходят к неожиданному выводу. «Пожалуй, я продам Вам дом с большой скидкой, док», – иронически замечает Люк, меньше всех веривший молве. Но лишь незавидный жизненный опыт бедной Нелл, страдающей (как и Норман Бейтс!) эдиповым комплексом и массой иных психических расстройств, оказался необходимым условием для полноценного контакта с не обрётшими упокоения загробными тенями – и, хуже того, для пересечения незримой грани между мирами. Правда, говорить об этом следует исключительно туманными намёками…
__________ 1 – Вполне естественно, что использован закадровый монолог – приём эффектный, хотя иногда и объявляемый «некинематографичным». 2 – Правда, оригинальное название очень плохо поддаётся переводу на русский язык, по смыслу – что-то вроде «Одержимости призраками». 3 – Впрочем, и итоговый производственный бюджет составил сравнительно небольшую сумму – $1,4 млн.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |