|
| | |
всего сделано правок - 77, последняя: 2025.01.26
| | | Империя чувств
Названия | | Ai no corrida / In the Realm of the Senses / Empire of the Senses / Love's Bullfight / The Realm of the Senses / 愛のコリーダ |
Названия (рус.) | | Коррида любви / В царстве чувств |
Первый показ | | 1976.05.15 (Франция) |
Проголосовало | | 32 чел. | |  |
|
|
Основанный на подлинной истории, позаимствованной из японской криминальной хроники 1930-х годов, фильм повествует о сжигающей страсти Китидзо Исиды (Фудзи Тацуя) к одной из его служанок и любовниц – Сада Абэ (Мацуда Эйко). Их взаимное влечение перерастает в одержимость – и настолько сильную, что трагический финал становится неизбежен… |
© Евгений Нефёдов, 2007.06.01 | Авторская оценка: 10/10 |
Вообще-то ещё за год до премьеры картины в Канне и последовавшего скандала1 другой японский режиссёр, Танака Нобору, представил фильм «История Сада Абэ», предложив собственную версию той же самой сенсационной истории. Версию, получившую высокую оценку местных критиков, которые в отношении работы Нагиса Осимы оказались, напротив, вполне солидарны с цензорами, отнёсшими «Корриду любви» к категории порнографии. А между тем трудно не заметить, что в сей бесконечной сексуальной одиссее, возможно, самый талантливый представитель поколения «новой волны «Офуна» отнюдь не изменяет социально-критической направленности своего творчества. В данном отношении французский вариант названия представляется даже точнее. Ведь, не без язвительности демонстрируя сферу интимных отношений, во многих вопросах жёстко регламентируемую общественными устоями, возведёнными в ранг ритуала2, Осима предельно точен и безжалостен в анализе социально-политических условий существования великой нации. И, главное, в отображении давящего психологического климата страны. Абэ и Исида – отнюдь не исключительные подданные целой империи чувств, пребывающей на грани исторически неизбежного краха… Залитая кровью комната, где обезумевшая Сада так и не обретает успокоения, даже умертвив любовника, поневоле получает символическое – а то и вовсе пророческое – звучание.
Таким образом, напрашивается вполне логичный вывод в том духе, что в своей первой постановке, осуществлённой в сотрудничестве со старосветской державой3, Нагиса Осима оказался ближе, скорее, западному мироощущению. Что вроде бы лишь подтверждают многочисленные культурные реминисценции. И тем не менее даже поверхностное сопоставление ленты, например, с другим, сугубо европейским шедевром, «Последнее танго в Париже» /1972/4, позволяет выявить больше различий, нежели сходств. Осима и оператор Ито Хидэо обрушивают на зрителя пиршество красок, ближе к финалу становящихся всё сумрачнее, – взамен более привычного чёрно-белого изображения с соответствующими ему чёткими, геометрически выдержанными по композиции кадрами. Но вместе с тем автор не оставляет и надежды на осуществимость катарсиса, пусть длящегося не дольше, чем звучит танго. Он с дотошностью и беспристрастностью, достойной учёного-антрополога, исследует все возможные проявления сексуальных отношений, от пламенного взгляда и – вплоть до беспощадной «корриды». И действительно фиксирует своеобразный прорыв в трансцендентное, даже если обретаемый не тотальным растворением в любви, но прикосновением к смерти.
__________ 1 – Это положило начало запретам картины сразу в нескольких странах (от Японии до ФРГ и Израиля) и… их последующим отменам по решению местных судов. 2 – Например, фактически принуждающих Саду вступать в сексуальную связь на стороне. 3 – Между прочим, инициатором выступил французский продюсер Анатоль Доман, обладающий, по всеобщему признанию, безупречным художественным вкусом. 4 – Возможно, на этом настаивает сам автор; во всяком случае эпизод, где герои используют в своих любовных играх пищу, видится перекличкой со схожей сценой у Бертолуччи.
В 1976 году фильм "Империя чувств" стал сенсацией Каннского фестиваля, где его назвали "первым великим эротическим фильмом". Он также получил Специальный приз на МКФ в Чикаго и приз Британской киноакадемии. Несмотря на это, в Японии фильм "Империя чувств" был показан в укороченной версии (83 мин.), а в Америке и Европе был вообще запрещен к широкому показу. |
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Этот фильм разделяет людей - те, кому он нравится, приветствуют его как искусство, а те, кому не нравится называет его порно. На самом деле, это необходимо для просмотра всем, кто интересуется экстремальными или нарушающими табу фильмами. Семидесятые были десятилетием, когда границы экранного секса, насилия и тревожных образов постоянно расширялись. Искусственное и бессмысленное деление на жанры, "высокое искусство" и "мусор", новые способы мышления и новые способы зарабатывания денег — все это было на столе. В течение одного короткого десятилетия это выглядело как дивный новый мир. Этот фильм может быть несовершенным — вы будете либо очарованы, либо скучать, — но это важный фильм из важного периода в истории кино.
|
| | |