|
| | |
всего сделано правок - 65, последняя: 2023.01.12
| | | Ровно в полдень
Первый показ | | 1952.07.07 (Швеция) |
Проголосовало | | 20 чел. | | |
|
|
Шериф Уилл Кейн (Гэри Купер) и его прекрасная блондинка-квакерша Эми Фаулер (Грейс Келли) собираются навсегда покинуть городок Хэдливиль, где он долгие годы нёс службу, — с мечтой обзавестись собственным ранчо. Однако местные жители узнают, что скоро должен прибыть свирепый убийца Фрэнк Миллер (Иан МакДоналд), мечтающий отомстить Уиллу и всему городу за то, что был упрятан в тюрьму его родственник. Брат Фрэнка Бен (Шеб Вули) и ещё два бандита-стрелка, Джим Пирс (Роберт Уилк) и Джек Колби (Ли Ван Клиф), уже ждут поезд, на котором тот едет и который должен прийти «ровно в полдень». В минуту нерешительности Уилл покидает город вместе с невестой, но… внезапно останавливает коня. Останавливает с твёрдым намерением вернуться, чтобы исполнить свой долг. |
© Евгений Нефёдов, 2007.09.10 | Авторская оценка: 10/10 |
Достойно удивления, что за этим фильмом почти сразу закрепилась репутация одного из лучших и самых напряжённых вестернов за всю историю кинематографа. Фред Циннеманн и сценарист Карл Формен, обратившиеся к произведению Джона У. Каннигэма «Оловянная звезда», конечно, на славу потрудились, нагнетая драматизм на протяжении полутора часов томительного ожидания. А музыка Димитрия Тёмкина и прежде всего – исполненная им вместе с Недом Вашингтоном заглавная песня1 потрясающе стилизованы под американский фольклор XIX столетия. Только вот всё остальное в ленте, примечательной в том числе новаторскими поисками в области формы2, напротив, опровергает, опрокидывает традиционную вестерновскую мифологию. Благородный Уилл (‘воля’!) в проникновенном исполнении Гэри Купера, выглядящий непривычно старым, постепенно расстаётся со всяческими иллюзиями, поочерёдно обходя жителей городка в надежде на их помощь – и получая отказ от всех и каждого. Начиная с собственного амбициозного помощника и заканчивая добропорядочными гражданами, представлявшимися на экране преимущественно носителями нравственного начала. Сомневающийся в себе3, Кейн встречается с недругом «ровно в полдень» один на один. А когда всё разрешается, и он исполняет свой долг, «оловянная звезда» шерифа, символ закона и вообще справедливости, в которую все, в первую очередь сам Уилл, потеряли веру, оказывается на земле.
Впрочем, проведённая авторами ревизия вестерна объясняется всё же не тем4, что жанр этот, уже оформившийся, исчерпал свои возможности. Формен был в те годы, в годы разгула «маккартизма», занесён в «чёрные списки» и не мог высказываться напрямую. И в истории легко усматривается прямая аналогия между случаем с Кейном и ситуацией, когда миллионы обывателей как городков, так и мегаполисов предпочли затаиться, уйти в тень, опасаясь за сохранность собственной шкуры. Великолепен эпизод, когда Кейн приходит за поддержкой к другу-судье – а тот не желает ничего слушать, поспешно укладывая в саквояж фигурку Фемиды, флаг США… К слову сказать, в картине немало «говорящих» деталей, язвительных режиссёрских подсказок. Вот и решение выдержать повествование в режиме, как сказали бы сейчас, real-time является словно дополнительным свидетельством аутентичности экранных событий действительности по эту сторону кинополотна. Сам Циннеманн оказался чуть ли не единственным в Голливуде, кто рискнул поведать об эпохе сенатора МакКарти изнутри, опередив в числе прочих и Чарльза Чаплина с его дерзким, но снятым в Великобритании «Королём в Нью-Йорке» /1957/. Хотя циннеманновский вестерн ценен ещё тем, что содержит и философский, а не только закодированный социально-политический смысл, повествуя о High Noon – высшем миге пребывания человека на земле, когда он должен одолеть в себе всё мелочное и суетное, подлинно познав свою сущность.
__________ 1 – Два «Оскара». Также Американская академия отметила своими наградами авторов фильма за монтаж и лучшее исполнение главной мужской роли. 2 – Экранное время в точности совпадает с реальным, что подчёркивает, в частности, изображение настенных часов, неумолимо фиксирующих приближение полудня. 3 – Грустной иронией проникнут эпизод, когда он пишет завещание. 4 – Как в случае с мастерами 1960-70-х.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |