|
| | |
всего сделано правок - 39, последняя: 2022.04.16
| | | Дрожь
Первый показ | | 1982.10.28 (Италия) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 4 чел. | | |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Питер Нил (Энтони Франчиоза), автор нескольких бестселлеров в жанре психопатологического детектива, прилетает в Рим, чтобы принять участие в рекламных акциях, посвящённых выходу его последнего романа «Дрожь». Неожиданно начинают происходить убийства, совершаемые маньяком в точности так, как описано в книге, а сам Питер получает письма и звонки с угрозами. Ведущие дело напарники-полицейские, детектив Германи (Джулиано Джемма) и детектив Альтьери (Карола Стагнаро), теряются в догадках, и Нилу приходится взяться за расследование самостоятельно. |
© Евгений Нефёдов, 2009.05.25 | Авторская оценка: 7/10 |
Возможно, фильм не столь совершенен, как самая признанная работа Дарио Ардженто – «Кроваво-красный» /1975/. Но и обвинения маэстро «джалло», накануне с головой окунувшегося в беспросветную мистику, да, не выдержав, вернувшегося к излюбленной тематике, в определённом самоповторе – были бы беспочвенными. Ардженто как никто другой осознавал известную ограниченность набора драматургических и стилистических приёмов, которые как раз принесли национальной разновидности детектива с сильной примесью хоррора (или наоборот?!) признание у публики далеко за пределами Италии. И именно его «Дрожь» может послужить замечательным примером того, как нужно, не забывая о главных достижениях, последовательно и новаторски развивать существующую традицию.
Хорошо знакомая ситуация: интеллигентный иностранец1, прибыв в Вечный город, сталкивается с серией преступлений, столь же изуверских, сколь и таинственных. Те же, навязчивые, будоражащие воображение фрейдистские мотивы, предельно наглядно раскрывающиеся в сюрреалистических эпизодах не то ночного кошмара, не то – зловещей грёзы наяву. Наконец, характерное стремление к эстетизации насилия, когда, если воспользоваться многократно повторяемой выдержкой из книги Нила, импульс становится «таким сильным, что ему невозможно сопротивляться», и остаётся «только один ответ на ярость, которая пытала его», – совершение убийства. Ардженто, как истовый перфекционист, скрупулёзно следует сложившемуся (в немалой степени – сформированному самолично) канону, с великим тщанием реконструируя обстоятельства умерщвления несчастных жертв. Чего стоит только неизменная «субъективная» камера, заставляющая посетителя кинотеатра отождествлять себя с неизвестным душегубом в тёмных кожаных перчатках, ловко орудующим опасной бритвой, кухонным ножом и топором! Или знаменитый долгий2 и лишённый монтажных склеек план убийства сладострастной Тильды, почему-то не понравившийся американским прокатчикам, который бы мог вызвать восторг и самого Альфреда Хичкока… С другой стороны специально для верных поклонников автор раскрывает один из главных источников вдохновения, заставляя Патрика цитировать Артура Конан Дойля: когда ты устранил невозможное, всё, что останется, должно быть, каким бы невероятным ни казалось, правдой.
И всё равно финал практически непредсказуем, даже если зритель проявит чудеса проницательности подобно детективу Джермани, якобы уже на тридцатой странице книги Нила угадавшему, кто убийца. Если угодно, «Дрожь» с его двойственной развязкой – связующее звено между классическими3 произведениями о маньяках и поисками молодых постмодернистов, смело взломавшими устоявшиеся нарративные конструкции.
__________ 1 – На эту роль предполагалось пригласить Кристофера Уолкена, но в итоге партия ушла Энтони Франчиозе, с которым Дарио, как он сам признался, работалось крайне сложно. 2 – Около двух половиной минут проекции. 3 – Их хочется окрестить «модернистскими».
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |