World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (20)
-связки


 Промо
-постеры (9)
-кадры (7)
-трейлеры (1)


 На сайтах
-allcinema
-douban
-imdb
-kinopoisk
-mydramalist.info


 Википедия
-википедия (jp)
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискинаписать отзывредактировать<-->

страница создана Contributor от 2003.12.01
всего сделано правок - 25, последняя: 2023.03.12

Августовская рапсодия


НазванияHachigatsu no Rhapsody / Rhapsody in August
Названия (ориг.)八月の狂詩曲
ПроизводствоЯпония
Форматполнометражный фильм
Хронометраж94 мин.
Жанрдрама
Первый показ1991.05.25 (Япония)
Основакнига
РежиссёрКуросава Акира
Сценарий, идеяКуросава Акира
Автор идеиМурата Киёко (книга)
КомпозиторИкэбэ Синъитиро
В ролях Мурасэ Сатико, Игава Хисаси, Каясима Наруми, Отакара Томоко, Исаки Мицунори, Нэгиси Тосиэ и другие


Средний балл8.2 из 10
Проголосовало
9 чел.
Место в рейтинге1548 из 8092
Проголосуйте 






Кадры из фильма  Трейлеры
посмотреть все кадры [7]  посмотреть все ролики [1]


Рецензия
© Майнхольф Цурхорст, 2004.03.14

Фильм повествует о событиях сброса американцами атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки 9 августа 1945 года, нанесших трагическую травму японскому народу, не забытую и поныне. В центре сюжета фильма Куросавы — бабушка Канэ (Сахико Муразе), которая выжила после жестокой бомбардировки и вынуждает своего полуамериканского племянника принести ей извинение за причиненные страдания. Это простое «I am so sorry» — «Мне так жаль» вызвало озлобленность и приступ реваншизма у американской критики («Это бомбовая атака на американского кинозрителя»), которая кричала об отсутствии у японцев сознания вины. Куросава, последние шедевры которого могли быть реализованы до конца лишь при содействии таких режиссеров, как Спилберг и Коппола, стал вдруг отождествляться с неблагодарным предателем, пытающимся усидеть между двух стульев. Да и в Японии его не очень полюбили. Упреки в том, что он создал якобы националистический фильм, должно быть, ранили старого мастера вдвойне, ибо он рассматривал свой фильм совсем по-другому. «Это не прямое обращение, — говорил он. — Речь не идет о вынесении приговора и снятии вины. Не злодеи те, кто сбросил бомбу, да и мы не просто жертвы. Самый ужасный монстр — война. В «Августовской рапсодии» об этом сказано совершенно ясно. Фильм не имеет ни антиамериканской, ни националистической направленности, как и не рассуждает о роли японцев в той войне. Он — приговор войне как таковой. Фильм говорит о том, что надо пробовать встречаться, пробовать почувствовать себя на месте другого» («Deutsches Presseheft»).

Действие фильма происходит в августе 1990 года, 45 лет спустя после атомной бомбардировки. Четыре японских мальчишки проводят лето у своей бабушки Канэ в деревне неподалеку от Нагасаки, в то время как их родители поехали в гости к брату бабушки Канэ, на Гавайи. Мальчишки считают, что у их бабушки немножко не в порядке с головой, поскольку в доме продолжает жить прошлое и только оно определяет жизнь бабушки Канэ. И вот она получает письмо от своего брата, в котором он приглашает ее тоже приехать на Гавайи, куда в свое время уехал и где построил ананасовую ферму. Письмо разбередило у Канэ старые раны. В письме говорится, что ее брат, женатый на американке, лежит при смерти и хотел бы в последний раз повидаться с ней. Но бабушка Канэ уже не помнит его, потому что он был одним из десяти ее братьев и сестер, которые давным-давно покинули свою родину и никогда больше назад не возвращались. Внуки очень разочарованы, они надеялись тоже побывать на Гавайях. Но вот постепенно они начинают понимать, какие причины стоят за всем этим.Благодаря рассказам бабушки Канэ они узнают о судьбах своих родственников и заново переживают ту страшную трагедию. Они узнают также, как их родители освобождались от случившегося. Когда они посещают памятные места, выясняется, что следов почти не осталось. Из остова оплавившегося в ту ночь физкультурного тренажера на школьном дворе сделан памятник, но чтобы все понять, нужно уловить взаимосвязь между явлениями. В гости приходит Кларк (Гир), сын брата бабушки Канэ. Выясняется, что и он мало что знает об ужасах той бомбардировки. И только теперь, спустя 45 лет, Кларк узнает, что его дедушка тоже стал жертвой той трагедии. В то время как внуки бабушки Канэ, раздираемые любопытством, клещами висят на нем, чтобы он рассказывал им про далекую страну Америку, Кларк духовно тянется к бабушке Канэ. От нее он узнает об ужасах той ночи 9-го августа и вместе с ней отдает должное памяти тех страшных событий. Его «I am so sorry» — не политический жест, это скорее выражение озадаченности, проникновенного потрясения. Реагировать на это резко, озлобленно было бы неоправданно. Сцены, где бабушка Канэ разговаривает со своим взрослым племянником, — самые трогательные сцены фильма. Куросава сделал их негромкими и до предела наполнил чувствами, всецело оперевшись на талант двух выдающихся актеров. Кларку удается убедить свою тетю поехать на Гавайи. И тут приходит телеграмма, извещающая о том, что его отец скончался. Он сразу уезжает. Бабушка Канэ остается в Японии, преследуемая своими жуткими воспоминаниями и страхом возможного повторения трагедии. Жуткая гроза с молнией и громом еще раз воскрешает у нее в памяти те события. Преследуемая своей семьей, она пытается по болотистым лугам скрыться от своего прошлого.

Куросава постоянно объяснял, что просто хотел снять фильм об одной семье, пережившей трагедию девятого августа, а в центре хотел представить этот трогательный образ бабушки. Ни о какой рефлексии по поводу неимоверно жуткого атомного взрыва речи не было и в помине. При желании упрек в такой хитрой уловке наверняка сделать можно, а в сценах, где внуки, словно туристы, ходят в поисках памятных мест бомбежки, можно уловить даже дидактическую тональность. Но напрасно искать здесь сильные в визуальном отношении кадры, какие Куросава дал, например, в своем предыдущем фильме «Сны», повествующем о той же катастрофе. Ужас, о котором рассказывается в «Августовской рапсодии», наглядно как бы и не изображается. Он остается высказанным чисто на вербальном уровне. Фильм выгладит на редкость одномерным, во всяком случае, по характеристике его образов. Только благодаря Сахико Муразе и Ричарду Гиру главные фигуры фильма стали живыми людьми, чувства которых понятны и художественно достоверны. Хотя Кларк в начале фильма — лишь второстепенный образ, он по-настоящему оживает благодаря вмешательству Гира в концепцию фильма.

«На Ричарда Гира меня вывел случай,— вспоминает Куросава.— Мы однажды встретились в Голливуде, а потом еще раз во время приема в честь моего восьмидесятилетия в Токио. Мы поговорили об «Августовской рапсодии» — я как раз готовился к съемкам. Он высказал пожелание получить в одном из моих фильмов приглашение на роль. И мне показалось, исходя из его внешних данных и биографии, что он мог бы сыграть племянника Канэ Кларка. После этого я попросил его заняться японским языком, что он и сделал с присущим ему упорством и страстью. К началу съемок он уже продвинулся настолько, что ему была знакома не только фонетика, но даже в общих чертах он понимал, что говорили его партнеры по игре.И все же в его игре присутствовал иностранец, которому в чужой языковой обстановке несколько неудобно. Путем постепенного проникновения в образ Кларка он вскоре превратил свое «гостевое» участие во вполне отлаженную роль. Он верил, например, что гавайский племянник должен построить более тесные отношения с детьми и что он специально заинтересуется памятными церемониями, в которых принимает участие его тетя Канэ. Так потом мы и достроили в сюжете некоторые эпизоды по его желанию» («Deutsches Presseheft»). Ричард Гир не дал себя сбить с толку неоднозначными реакциями восприятия его игры. Настоящий профессионал не может себе такого позволить. Впрочем, его роль уже сейчас имеет историческую ценность, потому что он один из немногих американских актеров, которые сотрудничали с японским кинематографом.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».








Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура