World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Кинопрокат   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (16)
-релизы
-связки


 Промо
-постеры (12)
-кадры (9)
-трейлеры (1)


 На сайтах
-film.ru
-imdb
-kinopoisk


 Википедия
-википедия


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм

Страница создана:
Contributor

Над страницей работали:
Teal
Contributor
T.Bot



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискичитать отзывы (9)редактировать<-->


Остров


НазванияOstrov
ПроизводствоРоссия
Форматполнометражный фильм
Хронометраж112 мин.
Жанрдрама
Первый показ2006.09.09 (Италия)
РежиссёрПавел Лунгин
В ролях Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Нина Усатова, Юрий Кузнецов, Виктория Исакова и другие


Средний балл8.4 из 10
Проголосовало
315 чел.
Место в рейтинге223 из 6704
Проголосуйте 


Краткое содержание

Великая Отечественная война. Баржу, на которой Анатолий (Тимофей Трибунцев) и его старший товарищ Тихон (Алексей Зеленский) перевозят уголь, захватывает немецкий сторожевой корабль. Вымаливая пощаду у немцев, Анатолий совершает предательство – расстреливает Тихона. Немцы оставляют труса на заминированной барже, но благодаря помощи монахов, проживающих в монастыре на острове, ему удается выжить… Проходят годы. Старца Анатолия (Пётр Мамонов) почитают за праведную жизнь и поистине чудесную помощь, которую он оказывает приехавшим сюда людям. Однако страшный грех, совершенный во время войны, не дает ему покоя. Чувствуя приближение своей кончины, Анатолий готовится к смерти и пока не знает, что скоро будет прощён…




Кадры из фильма  Трейлеры
посмотреть все кадры [9]  посмотреть все ролики [1]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2006.11.23Авторская оценка:  6/10

Есть немалый соблазн в том, чтобы отнестись к новому произведению Павла Лунгина со скепсисом или даже – издевательски. По свидетельству очевидцев, на кинофестивале «Кинотавр» две трети зала покинуло сеанс, не досмотрев фильм и до середины, хотя в Венеции картину удостоили немалой чести, показав на закрытии МКФ. После социальной драмы «Луна-парк» /1992/, очень остро ставившей проблему ксенофобии и доморощенного фашизма, режиссёр-сценарист всё дальше и дальше углублялся в сомнительные дебри, демонстративно открещиваясь от понятий из серии «мораль», «чувство меры» или, допустим, «русская духовность». И не возникает ни малейшего желания гадать, чем именно руководствовался кинематографист: тягой к самовыражению, стремлением показать собственный талант, якобы не признающий никаких сдерживающих рамок, или же желанием учесть запросы Запада, где он пользуется, по-видимому, даже большим авторитетом, чем на Родине? Да и художественный вкус Лунгина от фильма к фильму портился с устрашающей скоростью и, казалось, неотвратимостью: от полных неудач спасал разве что высокий профессионализм. Вершиной пошлости и почти нескрываемого цинизма стали приснопамятные «Бедные родственники» /2005/, где и неплохой актёрский ансамбль не мог избавить от ощущения, что смотришь местечковый любительский спектакль самого дурного пошиба. И тут вдруг – «Остров»… Про монастырь и монахов. Про чудотворца и искупление греха. Звучит сомнительно, не правда ли? Да ещё и тот факт, что картина создавалась, вопреки обыкновению, без поддержки иностранных (французских) продюсеров.

Впрочем, лишний раз уверяешься в мысли, что предубеждение против чего бы то ни было крайне редко приносит пользу, чаще – заранее подготавливая к выводам, оказывающимся в конечном итоге ошибочными. Не без колебаний, преодолевая недоумение, поначалу всё-таки не улетучивающееся, погружаешься в экранную атмосферу и уже тем – признаёшь право режиссёра на затрагиваемую проблематику. Лунгин говорил в интервью, что сценарий дебютанта Дмитрия Соболева, выпускника вгиковской мастерской Юрия Арабова, его заинтересовал «прежде всего своей глубиной, духовностью и необычностью», что это – «история современного юродивого». Возможно, но здесь, на мой взгляд, главное всё же в другом. По всем формальным признакам «Остров» действительно повествует о духоборце, о религиозных подвижниках, и причём не просто религиозных, а православных, которые в последнее время всё чаще привлекаются отечественными кинематографистами, иногда удачно (как в «Живом» /2006/ Александра Велединского), но чаще – совершенно не к месту. Интрига сводится к тому, что Анатолий, совершивший грех предательства, чуть ли не помимо собственной воли оказывается спустя годы и десятилетия чудотворцем – и порой даже не открывается прихожанам, жаждущим избавления от душевных и физических недугов, уверяя, что всего лишь передаёт просьбы истинному целителю. Попутно раскрывается то обстоятельство, что ему в тайне завидует молодой монах Иов (необычен Дмитрий Дюжев), чью жертву также помогать людям, как он говорит, «Бог не принял». И, наконец, к эксцентричным поступкам послушника с подозрением относится отец Филарет (новое, вновь впечатляющее перевоплощение Виктора Сухорукова), лишь постепенно осознающий, что ни одна эскапада вовсе не являлась проявлением озорства старца, впавшего в детство. При этом Павлу Лунгину явно не хватает таланта для того, чтобы история сама собой и сразу перестала казаться частным случаем – инцидентом из бытования замкнутой монашеской общины, на деле опровергнув небезызвестную установку на то, что церковь, отделённая от государства (после 1942-го действие переносится на 34 года вперёд), тем самым была вычеркнута из жизни общества. До уровня таких мэтров, как Робер Брессон («Дневник сельского священника» /1951/), Луис Бунюэль («Назарин» /1959/, «Виридиана» /1961/, «Симеон-пустынник» /1965/) или Андрей Тарковский («Андрей Рублёв» /1969/), которые, заметим, порой весьма неоднозначно трактовали вопросы религии и веры, сорокасемилетнему режиссёру очень не близко. А перекличка с тоже сильным произведением «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» /2003/ Ким Ки-Дука, притом что название идентично его другому, внешне более перверсивному произведению (разумеется, с тем же названием /2000/) и притом что южнокорейский режиссёр ориентировался на буддистские, а не христианские традиции, выглядит и вовсе подражательной…

И тем не менее фильм, повторимся, равнодушным не оставляет. Было бы, конечно, лучше, если б предельно точно обозначенный социально-исторический контекст нёс дополнительную (помимо сугубо функциональной) смысловую нагрузку. Развязки, ознаменованной появлением Тихона, ставшего адмиралом и прибывшего в монастырь в надежде излечить дочь, с момента смерти мужа одержимую бесом, оказывается всё-таки недостаточно! Однако к «Острову» неожиданно точно подходят слова именно Тарковского о том, что в своём стремлении запечатлеть факты кинематографисту следует уподобиться «не только специалисту психологу, но и специалисту психиатру». Пётр Мамонов, снимающийся не так уж часто, а с самим режиссёром сотрудничавший в последний раз на его дебютной постановке «Такси-блюз» /1990/, становится убедительнее с каждой секундой своего существования на экране, доказывая, что никакое из деяний отца Анатолия не является причудой или даже поступком случайным, необдуманным. Именно та, постепенно возрастающая тщательность, с какой воспроизведены на экране явления, далеко не самые обыденные, но и, вопреки расхожим суевериям, вовсе не подпадающие под категорию мистических или сверхъестественных, – те, свидетелями которых становились в разные времена не только лишь приверженцы церкви, и заставляет отнестись к картине с уважением. Даже возникает подозрение, что авторы, режиссёр или сценарист, изучали вопрос специально, но в любом случае – в знании человеческой натуры, того, что актуально всегда, вне зависимости от исторических условий, им не откажешь.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».









annoula | СА?: 3 года 2 месяца | отзывов 144, их сочли полезными 58 раз 2006.11.11

Будучи у себя в провинциальном имении, посмотрела пиратский диск качества среднего, но это-то как раз и неважно. Ну слушайте, не иначе как Лунгина сильно тряхнула жизнь, иначе с чего! ? Это, пожалуй, первый фильм (мною увиденный) для нас - людей православных, потому как другим будет смотреть трудно и соблазнительно. Читала уж пару отзывов в интерне: люди, что называется, смотрят в книгу, а видят фигу.
Мамонов не играет старца, он на самом деле МОЛИТСЯ, а вот Сухоруков в роли настоятеля и Дюжев в роли благочинного неуместны. Во-первых, нельзя СЫГРАТЬ монаха, то есть нельзя показать то чем не владеешь и чего не знаешь, даже если тебе обьяснили какие-то совершенно внешние вещи, то есть, провели элементарный ликбез. А во-вторых, ну как-то неловко: из бандитов сразу в архимандриты. Тут очень тонкая вещь с которой нельзя без такта. Поэтому и вышел из настоятеля клоун, а из благочинного - дурак.
Совершенно замечательна Усатова в роли вдовы с 30-летним стажем, которая пришла к о.Анатолию просить послужить панихиду за убиенного супруга. А он ей в лоб - жив, мол, муж-от, надо ехать во Францию, потому скоро умрет - болен очень, не успеешь попрощаться. И вот это же страшное горе! Называется, жила себе жила, а теперь надо хозяйство продавать. А кабанчик как-же! Нет, кино замечательное.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (есть 1 ответ)


Кирилл Кудряшов | СА?: 3 года 12 месяцев | отзывов 130, их сочли полезными 77 раз 2006.11.25

"ОСТРОВ"

РЕЖИССЕР: Павел Лунгин;
В РОЛЯХ: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков ("Брат", "Брат - 2"), Дмитрий Дюжев ("Жмурки"), Нина Усатова, Юрий Кузнецов ("Брат"), Виктория Исакова, Никита Тарасов, Ольга Демидова, Яна Есипович, Тимофей Трибунцев, Алексей Зеленский.
ЖАНР: драма;
С ЧЕМ СРАВНИТЬ: Весьма отдаленно - с "Кукушкой" и "Седьмым днем";
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ: www.ostrov-film.ru;
Россия, 2006 г.
ФАБУЛА: Во время Великой Отечественной Войны Анатолий служил кочегаром на барже в северном флоте. Собственно, весь экипаж баржи и состоял из него, да из капитана по имени Тихон. И однажды на пути баржи оказался немецкий корабль… В отличие от Тихона, готового встретить смерть лицом к лицу, как подобает Советскому офицеру, Анатолий повел себя как безнадежное ничтожество. Выдал товарища немцам, да еще и, вымаливая у фашистов право на жизнь, согласился застрелить его… Немцы сдержали слово и не стали его убивать, лишь заминировали баржу, и оставили Анатолия на ней, ждать смерти. Он выжил лишь чудом, и, выброшенного на небольшой остров, его подобрали монахи, жившие там в своем монастыре.
Прошло тридцать лет. Отец Анатолий стал местной легендой, постепенно разрастающейся до всесоюзных масштабов. Старец, говорящий с Богом, предвидящий будущее и исцеляющий от страшных недугов молитвой. Он не стремится преумножить свою славу, избегает мирян, и живет в старой котельной, по привычке работая там кочегаром. Никогда не моет лица и рук, иногда забывает приходить на молитвы, а если и приходит, то с опозданием… Другие монахи не понимают его, а некоторые - откровенно завидуют. Но все сходятся в одном, старца Анатолия коснулась десница Божья…
Сам же Анатолий не понимает причины своей близости к Богу. Он до сих пор не может забыть совершенное во время войны, и каждое его деяние, каждая тачка с углем, привезенная в котельную - суровая епитьма, наложенная на него им же самим. Все отчетливее Анатолий ощущает приближение смерти, и с ужасом ждет того дня, когда там, на небесах, предстанет перед Богом… Но Бог справедлив, и нет такого греха, который он не мог бы простить, и он позволит святому старцу искупить свою вину.
КОМАНДА: Бесподобен Петр Мамомнов - за такую роль, как минимум нужно "Оскара" давать. Переиграть его не удалось даже ветерану и легенде кино, Сухорукову, который как всегда неподражаем и узнаваем лишь по голосу и маленькому росту. Честное слово, никогда бы не подумал, что увижу Сухорукова в рясе и с бородой. Жаль Юрия Кузнецова, который в любом фильме предстает перед нами все в том же неизменно образе Мухомора из "Ментов", а вот Дмитрий Дюжев в роли завистливого монаха Иова, тоже не дает усомниться в своей искренности. В общем, примерно 50% успеха "Острова" можно отнести на счет великолепной актерской игры… ну а вторые 50 - заслуга режиссера и сценаристов.
РЕМАРКИ: Подобные фильмы выходят от силы раз в год, и пропустить его, значит очень многое потерять. Радует, что отечественная киноиндустрия научилась выдавать не только боевики и блокбастеры, но и качественные драмы, держащиеся не на спецэффектах, а на глубоком смысле. Не смотря на полное отсутствие трюков и прочих атрибутов зрелищности, "Остров" захватывает, и заставляет забыть о том, что Вы находитесь в кинозале. Этот фильм о людях, о людских судьбах, о пороках, о грехах и об их искуплении. В нем нет ничего лишнего, ни малейшей секунды, которую стоило бы вырезать, равно как и нет ничего, что стоило бы добавить. Хотя нет, стоило бы… Потому что чем сильнее осознаешь, что фильм близится к концу, тем сильнее хочется, чтобы он не заканчивался никогда. Хочется заглянуть в душу Анатолия, и, ощутив в ней Вселенский покой и единство с Богом, навеки остаться ТАМ, в фильме, не возвращаясь больше в этот сумасшедший мир.
ИЗЮМИНКА: Весь фильм - одна большая изюминка, ибо ничего подобного еще не было.
ОЦЕНКА: 10 баллов. Шедевр.

Кирилл Кудряшов
www.kosmos-nsk.narod.ru



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 3 чел.
ответить (нет ответов)


RiBek | СА?: 2 года 6 месяцев | отзывов 12006.11.27

фильм замечательный....показывает, что на самом деле важно не то, в какую сторону ты молишься и не то, вовремя ли ты приходишь на служение, а то как ты это делаешь!
Стереотипы по поводу Дюжева тут неуместны, советую полностью погружатся в историю и не вспоминать, кто где снимался. Оценка: 5+!



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)


blood_thief | СА?: 3 года 10 месяцев | отзывов 6, их сочли полезными 3 раз 2007.01.03

Этот фильм нельзя оценивать, препарировать и писать рецензии, т.к. невозможно нам оценить по-настоящему ту работу, которую проделали создатели фильма! Этот фильм нельзя сравнивать с другими, ну это уже просто будет глупо....
"Остров" нужно смотреть, причем смотреть всем - от мала до велика и желательно в компании, в кругу семьи! Фильм этот не для ума - для ДУШИ!
У всех есть душа и думаю тот, кто посмотрит фильм, почувствует ее! У каждого она проявит себя поразному, кому-то будет очень легко, кому-то же наоборот - тяжело и больно! Но это нужно прочувствовать, т.к. в нашем мире почему-то многие пытаются больше думать, а не чувствовать, этот же фильм возвращает нас к духовным ценностям!
СМОТРИТЕ, ЧУВСТВУЙТЕ, ЖИВИТЕ, ЛЮБИТЕ!



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 1 чел.
ответить (нет ответов)


curatortv | СА?: 1 год 8 месяцев | отзывов 4, их сочли полезными 3 раз 2007.01.03

Главный герой – отец Анатолий. В молодости он совершил преступление, и с тех пор его мучает раскаяние. Он живет в монастыре и свои материальные потребности сводит к минимуму. Тем больше места остается для духовной работы. Его внешний облик говорит о том, что он – маленький человек. Но за видимой оболочкой скрыты необыкновенная красота и чистота.

Антагонист главного героя – отец Иов. Он выделяется среди окружающих Анатолия людей своим стремлением поставить непослушного монаха на место. Его способы воздействия на отступника изощренны и тонки, и они обнажают глубину ума и высокую степень адаптации к жизни отца Анатолия. Отец Иов заставляет своего противника выявлять то, что скрываемо под маской простоты. Когда настоятель Филарет посылает его к отцу Анатолию с предложением поселиться в его келье, он вынужден из кожи вон лезть, чтобы обуздать непокорного. Отец Анатолий заранее предвидит, что разговор не будет приятным, и мажет ручку входной двери сажей. Отец Иов слишком чистюля и слишком брезглив, чтобы пропустить этот факт незамеченным. Начинается разговор-противостояние. С одной стороны – напор, окрашенный оттенком презрительности к человеку, который живет ниже среднего уровня, неустроен. С другой стороны – очень тонкие ответы, демонстрирующие высокую степень уверенности в себе отца Анатолия. В этом разговоре отец Иов терпит сокрушительное поражение – подчиненный ему монах не только ослушался его указаний, но и намекнул на такой порок, как зависть. Иов ищет поддержки у отца Филарета и перечисляет ему грехи Анатолия: сообщает, что тот не моет лицо и руки, всегда опаздывает на службу, пришел в храм обутым на одну ногу, не выходит на молебны, к тому же к нему приезжают миряне и превращают монастырь в проходной двор. К несчастью для отца Иова, его способы воздействия на непокорного монаха ограничены необходимостью смирения и борьбы с собственными грехами. В сцене, где отец Анатолий пускает в озеро самодельный кораблик, все, что он может сделать – это продемонстрировать свое превосходство, намекая на невменяемость старца. Но тот умеет защититься от скрытого агрессора, потому что в его собственной душе нет злобы. «Тебе впору за меня молиться. У меня грехов втрое больше, чем у тебя» – отвечает отец Анатолий на скрытую манипуляцию, а затем выводит на свет истину: «Да ведь ты меня не любишь. Отец Филарет любит, а ты ради него стараешься». Отец Иов вынужден согласиться, а Анатолий в это время просит у него прощения, совершая поклоны в сторону от него. Противостояние героя и антагониста заканчивается смертью отца Анатолия, но это страшное событие выглядит как его победа и поражение отца Иова. Сначала отец Анатолий присылает Иову ладан. Тот возмущен, считая это очередной выходкой непокорного. В желании вывести его на чистую воду он заказывает гроб и приносит его к отцу Анатолию. Начинает расхваливать великолепные качества гроба. Отец Анатолий не показывает признаков обескураженности: «Что ж ты наделал? Мне же гроб нужен, а не буфет» – говорит он. Отец Иов, выражая стремление угодить, берет уголь и начинает уничтожать высокое качество изделия. В его цели входит загнать противника в тупик, но он сам оказывается в западне. Он обнаруживает, что намеки отца Анатолия на свою близкую смерть были предвидением, а не очередной выходкой. Когда отец Анатолий ложится в гроб, Иов понимает, что все это всерьез. Он становится свидетелем высокого мужества человека, которого обвинял в недостойности.

Сюжет не развивается вокруг загадки, а представляет собой последовательное повествование о последних днях старца с экскурсом в его молодость и несколькими подсюжетами с мирянами, благодаря которым становится особенно выпуклым вопрос о душевной чистоте человека. Фильм имел бы самый высокий рейтинг, если бы в сюжет была внесена интрига, загадывающая загадку на тему о том, что именно произошло в ранней молодости отца Анатолия, что заставляет его сильно мучиться.

Сюжет развивается посредством слов не в меньшей степени, чем посредством действий. В нем даже молитвы имеют особое значение – они раскрывают, как образовался характер главного героя.

Восприятие героев показано. Глубина кадра позволяет понять, как они относятся к происходящему.

Когда немцы захватывают корабль, Анатолий не контролирует свой ужас перед врагами. Плохо понимает, что происходит. Им движет инстинктивное желание спасти свою жизнь. Немцы приказывают ему убить товарища – и он стреляет, не осознавая свои действия. Когда он приходит в себя на берегу, не может понять, жив он или умер. Монахи забирают его в монастырь, там он и проводит всю свою жизнь.

Во время разговора с девушкой, решившей сделать аборт, Анатолий делает вид, что сердится, однако это не так. Он наполнен жалостью к ней. Его симпатия вызвана выражением глаз собеседницы – в них отражается чистая душа. Он видит, что впереди у нее тяжелая жизнь, что она будет много страдать, что ребенок будет ей отрадой и утешением. Его цель – зарядить девушку энергией, чтобы она смогла преодолеть трудности. Знает, что после этого разговора ей будет легче.

Анатолий часто посещает необитаемый островок, чтобы молиться в одиночестве. Боль души заставляет его приезжать в это тихое место. Обращения к Богу помогают ему уменьшить страдания. Он уже давно избавился от зависимостей от земного, лишь одно желание живет в нем – облегчить свою внутреннюю боль. Чувствует, что ему нечего делать на этой земле.

Когда к Анатолию приходит Иов с предложением от настоятеля Филарета перебраться в его келью, он чувствует себя дискомфортно. С начальником давно сложились неприязненные отношения, и это усиливает его душевную боль. Он видит, что Иов надел на себя маску любвеобильного монаха, но также для него не секрет, что за внешней оболочкой спрятана враждебность. Однако и ему приходится напрягаться, чтобы скрыть свое истинное отношение к собеседнику. Он понимает, что это противостояние, что он вынужден защищаться от начальника. Когда спрашивает Иова, за что Каин убил Авеля, осознает, что это его способ посмеяться над ним. Подобные случаи выпадают редко, чаще всего ему приходится безропотно терпеть нападки. Ему причиняет дискомфорт необходимость постоянно напрягаться в присутствии этого человека.

Когда Анатолий разыгрывает представление перед вдовой погибшего во время войны солдата, он глубоко входит в роль. Ему кажется, что он на самом деле общается с отцом Анатолием. К нему сама собой идет информация о том, что ее муж живет во Франции и хочет повидать ее перед смертью. Если девушку, с которой он разговаривал накануне, он жалел, то по отношению к этой женщине он чувствует неприязнь. Его раздражает противоречивость ее чувств – с одной стороны, она любит мужа, с другой – боится расстаться со своим имуществом ради него.

Во время лечения больного мальчика Анатолий чувствует глубокую любовь к нему. Боится, что его усилия окажутся безуспешными, что он не оправдает надежд людей, пришедших к нему за помощью. Но берет на себя ответственность и идет вперед. Он был не в силах отказаться от лечения, посчитал бы это актом предательства. И теперь он возлагает огромные надежды на то, что просьба мальчика дойдет до Бога, представляет себя неким каналом к высшему существу, которым может воспользоваться больной. Надеется на то, что Бог откликнется на его молитву об исцелении Вани, потому что в его сердце живет огромная любовь к Создателю. Он просит о здоровье мальчика, но одновременно и отдает – свою любовь, свои обещания чистой жизни в будущем. Когда он забирает у мальчика костыли, не осознает отчетливо, зачем это делает. Не анализирует, зачем нужно причастить мальчика – просто точно знает, что нужно сделать это. Когда мать ребенка заявляет, что им необходимо срочно уехать, он чувствует, как в душе поднимается злоба. Он в очередной раз сталкивается с противоречивостью человеческой души. Почему женщина одновременно хочет вылечить сына и в то же время не хочет?

Когда Анатолий сжигает в топке сапоги Филарета, он не осознает четко, что делает. Просто знает, что это необходимо. Если он не уничтожит вещи Филарета, ему будет очень больно. Затем он закрывает заслонку, дым проникает в помещение. Филарет задыхается. Анатолий вынужден разыграть это представление – некая сила ведет его. Одновременно он контролирует состояние Филарета – как тот отнесся к его жестоким действиям? В его душе поднимается жалость к настоятелю, ведь у него добрая, чистая душа. Почему-то Филарет любит его. Признается ему, что Господь наставляет его, а сам в это время думает, что в таких случаях на него что-то находит, что заставляет его действовать не по своей воле. Просто он чувствует, что легче сделать это, потому что в противном случае сильная боль свяжет его душу.

Когда Анатолий сообщает Иову, что следует готовиться к похоронам, он не анализирует свои слова и не знает, что скажет в следующую секунду. Иов определяет позиции, издевательски намекая на то, что в среду будут хоронить Анатолия. Анатолий в это время думает о том, что наконец-то определилось, кто умрет – это он сам. Удивляется этой мысли, не может понять, почему ему умирать скоро. Ему впервые становится жалко Иова, хочет помириться с ним перед смертью. Слушая слова Иова о том, что Господь отвергает его жертву, думает: «Отречься от всего надо, чтобы Господь принял твою жертву, а не тянуть все на себя».

Во время встречи с Тихоном Анатолий думает: «Я так и знал, что он живой». Ему хочется плакать от счастья, как будто с родным человеком встретился. Смотрит на Тихона и удивляется: «Его душа такая же грязная, как и у многих людей, а я всю жизнь мучился, считая его святым, а себя – грязным». Думает о том, как все перевернулось по-противоположности. Сам не понимает, зачем рассказывает Тихону о своем предательстве, следует своей интуиции. Ему неприятно это общение, хочет побыстрее расстаться с Тихоном.

Дочь Тихона Настя очень нравится Анатолию. В этой девушке он видит особую чистоту, его душа открывается навстречу ей. Он наконец-то обрел внутренний покой, потому что понял, что зря всю жизнь мучил себя покаянием. Он точно знает, что вылечит Настю. Раньше у него были сомнения, когда он лечил людей, а теперь он видит себя сильным воином, который может все, что захочет. Тем более что эта девушка чистая, на нее хорошо пойдет энергия Бога.

Когда Анатолий ложится в гроб, он не понимает отчетливо, что делает. Это его очередное пророчество. Чувствует, что наполнен любовью ко всем. Он себя простил, и Иова простил. Теперь он счастлив, освободился от страданий.

Каково восприятие отца Иова? Когда он приходит к Анатолию с предложением переселиться в келью настоятеля Филарета, оценивает его как дурака, который ерепенится и противопоставляет свою волю. Но он смиренен. Он выработал в себе привычку не сердиться, поэтому и сейчас остается спокойным. Его способность к смирению дает ему ощущение собственного превосходства, он видит себя выше отца Анатолия, который не подчиняется установленным правилам. Когда тот спрашивает, учился ли он грамоте, Иов пытается понять – где здесь подвох. Анатолий всегда насмехался над ним, с ним нужно быть настороже. Анатолий интересуется, за что Каин убил своего брата, и Иов злится – вот к чему клонил старец. Но тут же уничтожает возникающую в душе агрессию, чтобы чувствовать себя смиренным. Все же непокорность дурака выводит его из себя. Он обращается за помощью к настоятелю Филарету, рассказывает ему о поведении Анатолия, нарушающим заведенный порядок. Старается донести информацию как можно более убедительно, чтобы Филарет понял серьезность ситуации. Хочет угодить начальнику – видит в этом высшее смирение. Во время следующей беседы с Анатолием, когда тот пускает самодельный кораблик в озеро, Иов понимает, что его гнев по отношению к этому человеку беспричинный – этот старец всего лишь дурачок, блаженный. Относится к нему снисходительно. Анатолий обвиняет его в плохом отношении, и Иов срывается, высказывает обиду. Слишком много накопилось в душе. Анатолий просит прощения, кланяясь в сторону, и Иов приходит в растерянность – поведение старца похоже на издевку. Не знает, как защищаться от этого сумасшедшего. Ему кажется, что он скоро сам сойдет с ума вместе с ним. В церкви, во время песнопений, Иов чувствует умиротворение. Анатолий нарушает правила, поворачиваясь в сторону от икон, и в гармоничном процессе возникает непорядок. Иов злится, сообщает о поведении непокорного старца Филарету, чтобы получить силу воздействовать на дурака. Ему важно иметь хорошие отношения с настоятелем монастыря. Когда случается пожар, он пытается утешить Филарета, показывает ему уцелевшую курицу – хочет обрадовать его. Тот ругается в ответ. Иов думает, что к нему несправедливы, но смиряется. Самое главное для него – это смирение. Когда Анатолий сообщает, что умрет в следующую среду и хочет, чтобы его похоронили его в ящике из-под рыболовных сетей, Иов думает: «Что мне делать с этим дураком». Он устал. Ему надо, чтобы ему подчинялись, чтобы сохранялся порядок, а его не слушаются. Он уверен, что этот монах издевается над ним. В отместку он приказывает изготовить дубовый гроб и доставляет его в котельную к Анатолию. Когда Анатолий ложится в гроб, Иов чувствует себя очень виноватым. Ему страшно. Он бежит звонить в колокол не осознавая ясно, что делает. Это паника.

Каково восприятие отца Филарета? Во времяреставрации иконы он находится в медитации. Ему очень неприятно, что отец Иов нарушил это состояние своим внезапным появлением. Иов слегка дотрагивается до него, а ему кажется, что этот человек налегает на его плечи всей своей тяжестью. Он чувствует агрессию, исходящую от Иова, но тут же прощает его. Его цель – быть смиренным и все выдержать, и никого не осуждать. Иов заводит разговор о неправильном поведении отца Анатолия. Филарет оценивает это как тяжесть греха Иова. Ему не нравится, когда ябедничают. Он не хочет лицезреть эту грязь, тем более когда она одета в благообразные маски. У него есть способность видеть то, что скрыто за оболочками, и это часто причиняет ему боль. В Анатолии он видит чистую душу, несмотря на то, что поведение этого человека мятежно и нарушает заведенный порядок. Пытается мягко наставить его на путь истинный, так чтобы не обидеть. Во время службы Иов выводит его из медитативного состояния, чтобы в который раз сообщить о неправильном поведении Анатолия, и Филарет вспыхивает гневом. Но тут же смиряет его. Когда отец Анатолий бросает в топку его сапоги, он не сердится на старца, а только хочет понять суть происходящего. Интуиция подсказывает ему, что в этом действии скрыт глубокий смысл. Он уверен, что Анатолию можно доверять. Выбравшись на свежий воздух, он чувствует смирение. Понимает, что его душа освободилась от грязи благодаря Анатолию. Это намного важнее, чем потерянные сапоги и одеяло. Думает: «Я бы годами дожидался такого смирения, а отец Анатолий сделал это за короткое время». Главное для него – лишь бы старая грязь не вернулась в душу. Когда он разговаривает с отцом Анатолием о его скорой смерти, чувствует огромную печаль. Понимает, что этот человек был для него стержнем, он показывал пример внутренней чистоты.

Образы героев достоверны. В них сочетаются положительные и отрицательные черты. Особенно замечателен образ отца Анатолия, в котором автору удалось показать многогранность человеческой души, содержащей в себе жесткость и мягкость, агрессию и доброту, предательство и самоотверженность. В общении с мирянами Анатолий показывает себя простоватым. Многие из них знают только его имя, но не знают, как он выглядит, потому что он не признается в том, что он и есть знаменитый целитель. Он – ясновидец, но предпочитает скрываться за маской человека недалекого ума, чей удел – тяжелая физическая работа. Он очень умен, но берет на себя роль шута.

Идея фильма сильная. Она звучит так: «Живи духовным, очищай свою душу, освобождайся от материальных зависимостей». Пример отца Анатолия заставляет задуматься над многими вопросами. Что такое красота – привлекательный облик или чистота помыслов? Что такое дар ясновидения и исцеления – результат чистой духовной жизни? Что такое доброта – показная благочестивость или стремление помочь? Стоит ли угнетать себя за грехи прошлого? Как отвечать недоброжелателю, вызывающему у тебя агрессию? Зачем нужно смирение? Возможно ли, имея смирение в душе, не подчиняться общепринятым правилам? Что такое святость – сочетание незаурядных способностей со скромностью? На каком уровне должна быть зависимость от материальных условий? Отречение от материи есть ли дезадаптация, или оно дает как результат наилучшую адаптацию?

Куратор О.В., www.curator.tv



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)


Dream | СА?: 6 лет 3 месяца | отзывов 23, их сочли полезными 9 раз 2007.01.17

Главное в фильме идея, а многие пытаются оценить его с художественной точки зрения. Тем кто задумывался над тем, есть ли бог, это фильм понравится. Причем фильм показывает: чем вера отличается от богослужения. Когда главный герой наедине просит бога помочь ему, понимаешь, что это настоящая молитва, а не то что в церкви.
Есть такая идея которую я услышал в фильме Waking Life: что наш мир сосредоточен в одном мгновении и в это мгновение бог спрашивает готов ли ты попасть в рай, но большинство отвечают: "не готов" и время это лишь постоянный ответ нет богу, как сказал кто-то "все хотят в рай, но никто не хочет умирать". Так вот фильм показывает, как человек сказал богу: "да, я готов". Я бы сказал этот фильм помогает испатать веру, а не обратить в веру неверующих, помогает понять, что крестик на груди и то что ты ставишь свечки- это не только не вера, но чуждо вере, это чуть ли не противоположно вере- это богослужение, как один из способов оттянуть этот ответ "да".



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)


Eric Draven | СА?: 5 лет 4 месяца | отзывов 11, их сочли полезными 7 раз 2007.04.30

Мне говорили что фильм мне не понравится потому что я атеист, поэтому я критический подошел к его просмотру. Но по мере просмотра я понял что они ошибались. Фильм не показывает православные традиций и не рассказиваеть историю православного святого. Он рассказиваеть о жизни обычного человека который совершает хорощое и плохое. На фоне православие было показано что человек может изменится не благодаря религиозной вери, а приитй к богу самому. Что ему не нужни посредники между ним и богом. Что свяшенный сан дается не на небесах, а на земле и что простой рабочий такой же набожный, а иногда и больше чем священник. Что все эти религиозные обряди лишь мишура и что самое главное это не атрибутика, а внутренне содержание.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)


Tan-cha | СА?: 1 год 12 месяцев | отзывов 28, их сочли полезными 21 раз 2010.06.23

Фильм отличный. Действительно, российскиих фильмов, таких, что-бы не плеваться, единицы. Мамонов - великолепно играл (или не играл?). Пересказывать сюжет - абсолютно бесполезное занятие. Кто-то правильно заметил, что минус один -понимаешь, что фильм заканчивается, а его хочется смотреть и смотреть, наблюдать за главным героем, восхищаться, умиляться.
"Остров" -это один из тех фильмов, каких очень мало, но они нужны, как воздух.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)


Bagadur | СА?: 12 лет 1 месяц | отзывов 489, их сочли полезными 644 раз 2011.12.05

Вот так потихоньку и возвращаются в религиозную тьму. Заболел гриппом - зачем принимать лекарство, поцелуй ка лучше вот эту волшебную тряпку-пояс, её как раз до тебя миллион других послюнявил.
Оттуда, где люди ценят науку, это заманчивое кино выглядит совсем по-другому.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)




Выборка фильмов из базы данных:

- тип
- по алфавиту
- год выхода
- страна
- статус
- жанр
- теги
- тип оригинала
- сортировка



Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура