|
| | |
всего сделано правок - 18, последняя: 2023.01.13
| | | Дом, который построил Свифт
Названия | | Dom, kotoryy postroil Svift / House That Swift Built, The |
Проголосовало | | 21 чел. | | |
|
|
Доктор Симпсон (Александр Абдулов) из Ноттингемшира, специализирующийся на лечении психических расстройств, прибывает, чтобы официально освидетельствовать душевное здоровье Джонатана Свифта (Олег Янковский) — писателя, прославившегося на весь мир «Путешествиями Гулливера», и декана Собора Святого Патрика в Дублине. Доктор становится свидетелем кричаще странных и возмутительных вещей, делая вывод, что с попустительства хозяина из дома, находящегося в управлении медсестры Ванессы (Марина Игнатова) и слуги Патрика (Владимир Белоусов), устроен непотребный балаган. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2011.03.11 | Авторская оценка: 8/10 |
Если знакомиться с фильмами Марка Захарова в хронологическом порядке, то первое впечатление от «Дома, который построил Свифт» будет всё же несопоставимо с теми, что оставили «Обыкновенное чудо» /1978/ и «Тот самый Мюнхгаузен» /1979/. Слишком очевидны самоповторы, допущенные одарённым режиссёром, особенно по сравнению с предыдущей телевизионной адаптацией пьесы современного кинодраматурга Григория Горина. Даже расклад сил тот же самый! Абдуловскому посланнику официальной власти и приверженцу строго рационалистического мышления вновь приходится столкнуться с личностью творческой и ратующей за правду (Олег Янковский бесподобен, как всегда!) в её высшем проявлении. Наличествуют и плутоватый слуга, с деланной невозмутимостью поддерживающий дикие фантазии, и парадоксальный «любовный треугольник», и сложные отношения с представителями политической элиты, олицетворяемой недалёким губернатором в исполнении Семёна Фарады. И, главное, как из рога изобилия сыплются, сбивая с толку, невероятные события, которые на поверку оборачиваются вовсе не плодом расшалившегося воображения, оказываются более реальными, чем сама реальность, искусственно втиснутая в жёстко детерминированные мировоззренческие рамки представлений рубежа XVII–XVIII столетий. Но только первое впечатление…
По-видимому, расчёт авторов как раз подразумевал определённое узнавание зрителем художественных приёмов и драматургических ходов. Узнавание, которое в конечном итоге провоцирует… рефлексию, поскольку схожие предпосылки зачастую приводят к совсем иным выводам. Другими словами, важны не столько (во всяком случае – не только!) сходства, сколько отличия упомянутых «театральных фантазий», с неизменным изяществом, брызжущей выдумкой и неисчерпаемым творческим энтузиазмом перенесённых на плёнку. Конечно, основной пафос, направленный на обличение воинственного обскурантизма и узости мышления, борьбе с которыми посвящено творчество великого сатирика, вновь звучит во всю силу: «Подняться в небо – вот работа… Подняться в небо – вот это труд!»Однако Свифт, избранный для контакта путешественниками из светлого будущего, идёт дальше Мюнхгаузена, практикуя общение без слов, сочиняя события в окружающей действительности не хуже1, чем в вымышленном мире романа, и смело переступая порог смерти – радостно отправляясь туда, где осмелился побывать один лишь Данте. Даже подопечные декана, от тандема лилипутов и великана Глюма, жаждущего сразиться с Ланцелотом, до бессмертного Некто, запросто демонстрируют чудеса, увеличиваясь и уменьшаясь в размерах или открывая заурядному полисмену глаза на явление метемпсихоза – помогая вспомнить себя в прошлых жизнях и прервать замкнутый круг. Мысли материальны, а воображение – обладает мощнейшим созидательным началом. Вот только и пресловутые силы реакции не стоят на месте! По-своему гениальной находкой губернатора стало в ответ на свифтовскую театрализацию собственного бытования, в которой мистификация тесно переплетена с истиной, пригласить… публику. Становится не по себе, когда свежеиспечённые йеху с сытыми и безучастными лицами взрываются аплодисментами в тот момент, когда доктор кричит в отчаянии: «Это же кровь! Настоящая кровь!»
Как всякое талантливое произведение искусства, «Дом, который построил Свифт» затрагивает многие важные темы, провоцирует на размышления2, вызывает самые неожиданные ассоциации. Но сегодня лента Марка Захарова видится особенно ценной3 в свете постыдных событий «перестройки», когда такие вот йеху одержали верх.
__________ 1 – Куда там французу Алену Роб-Грийе! 2 – Особенно тех, кто, не в пример Симпсону, не объявляет умные книжки скучными, соглашаясь разве что посмотреть картинки в версии, адаптированной для детей. 3 – И, заметим, куда ценнее поспешных и подчас – безапелляционных выводов, прозвучавших в притче «Убить Дракона» /1988/.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Наверное, из всех фильмов Марка Захарова, "Дом, коорый построил Свифт" является самым трудным для восприятия. Он местами сумбурен, местами просто непонятен. Но, в общем и целом, фильм представляет собой очередной философский трактат, изложенный языком синематографа. Это не коммедия. Это далеко не коммедия. Да, под её маской, но это драма. Драма человека, легнды, всего общества. Приведу пару строк из песенки, звучащей в фильме: ". Но опять линяет краска, и опять спасает маска, а за ней ещё одна... " - это как описание данного фильма, в общем же о творчестве Марка Захарова может рассказать другая строка из этой песни: ". никогда не до конца... проступает изначальный чистый замысел творца. "
|
| | |