|
| | |
всего сделано правок - 6, последняя: 2019.09.24
| | | Слушая тишину
Первый показ | | 2007.09.06 (Россия) |
Проголосовало | | 20 чел. | |  |
|
|
Настя Беляева (Алина Сергеева), нежная, застенчивая девушка, так и продавала бы всю жизнь билеты в железнодорожной кассе провинциального городка где-то в Узбекистане. Если б в один прекрасный момент не собралась с духом, сложив в чемодан вещи и – отправившись в Москву, к старшей сестре Але (Мария Звонарёва), которая уже пять лет бьётся за жизнь своего маленького сына, лежащего в больнице. В столице Настя, с детства увлекающаяся сочинением музыки, надеется поступить в Консерваторию. Но пока — вынуждена подрабатывать горничной в квартире состоятельного бизнесмена Дмитрия Самойлова (Дмитрий Марьянов). |
© Евгений Нефёдов, 2007.09.05 | Авторская оценка: 6/10 |
Александр Касаткин исполнял обязанности первого ассистента режиссёра на съёмках «Ночной продавец» /2005/ – триллера, пронизанного «чёрным юмором». Однако для собственной дебютной постановки избрал совсем иные тематику и стилистику. Картина на удивление (хочется сказать – подозрительно!) созвучна таким европейским1 фильмам, как «Пианистка» /2001/ и «Моё сердце биться перестало» /2005/. В этих произведениях, напомним, музыка была подлинным лейтмотивом, по-разному преображающим жизнь человека, существующего в грубой и неприглядной действительности. У Касаткина наличествует, в принципе, нечто схожее, поскольку вынужденное пребывание сестёр у постели тяжело больного ребёнка, обрисовано ничуть не более пессимистично, нежели прозябание Дмитрия – номинально – в полном достатке. Враждебна и сумрачна сама реальность – вне зависимости от конкретных условий бытования человека, будь то роскошные многокомнатные апартаменты в престижном районе города, больничная палата или даже квартира престарелой женщины – профессора Консерватории. Лента не случайно начинается со сцены краткой, но предельно жёсткой потасовки Дмитрия и его приятелей, идущих на футбольный матч, с компанией таких же спортивных фанатов. И лишь музыка, казалось бы, способна привнести с собой гармонию, восхитительные звуки «песен восточного ветра», как окрестила своё сочинение Настя…
К сожалению, сравнение с упомянутыми лентами оказывается не в пользу нашей картины. Сценаристка Наталья Назарова, привлёкшая к себе внимание всё-таки далеко не бесспорным фильмом под названием «Дура» /2005/, сочинила ещё одну драматургическую конструкцию, рассчитанную преимущественно на «слёзовыжимательный эффект». Наличие сентиментальной интонации, разумеется, не является плохим само по себе: ведь и названные работы Михаэля Ханеке и Жака Одиара являлись – до определённой степени – мелодрамами. Совсем другое дело – когда апелляция к высоким чувствам сочетается с абсолютной (до мелочей) продуманностью сюжетных перипетий. Когда каждая деталь несёт в первую очередь интеллектуальную нагрузку, логически обоснована. Иными словами – когда гармония столь дотошно и последовательно поверяется алгеброй. Возможно, подобное утверждение не придётся авторам по душе, но «Слушая тишину» – произведение, абсолютно «сальеривское», что сопоставление с более «моцартовскими» по духу (особенно у Одиара!) опусами лишь усиливает.
И тем не менее считать фильм неудавшимся и оставляющим зрителя совершенно равнодушным несправедливо. Но именно поэтому и становится слегка досадно за создателей, руководствовавшихся, безусловно, благородными устремлениями, однако – справившихся с поставленной задачей не безусловно. В тех случаях, когда просчитать художественный результат было чрезвычайно сложно, даже не становятся видны, а – улавливаются на интуитивном уровне огрехи в актёрской игре, монтажном решении и т.п. А так хотелось бы поверить в подлинность «хэппи-энда»!
__________ 1 – В значительной степени – французским.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Очень искренне рассказанная история, пробуждает много эмоций и мыслей. Вы думаете все началось с приезда Насти в Москву? Нет, все началось с ухода Аральского моря. Это море как образ СССР, огромной страны, которая исчезла, оставив людей наедине с новой жизнью в новой стране. Многие, как отец Насти, остались в СССР, постепенно угаснув. Другие, как Дмитрий стали хозяевами в новом мире. А Настя... это человек вне времени, вне страны, у нее свой мир. Настя с Дмитрием как два полюса - он черпает все извне - деньги, секс, энегргию, а она берет из себя - музыку, но эти две правды и два образа блекнут перед мощным образом сестры Али, которая имеет твердую цель, которая бьется за жизнь своего сына. Все оказывается неважным перед этим - все что может Дмитрий - это дать денег, все что может Настя - дать свою почку, они отдают и остаются ни с чем. А жизнь ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
|
| | |