World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (15)
-связки


 Промо
-постеры
-кадры
-трейлеры


 На сайтах
-imdb


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискинаписать отзывредактировать<-->

страница создана Contributor от 2003.12.01
всего сделано правок - 9, последняя: 2019.09.24

постера еще нет

трейлеры 0 | постеры 0 | кадры 0
Так закалялась сталь


НазванияTako se kalio celik / Тако се калио челик
ПроизводствоЮгославия
Форматполнометражный фильм
Хронометраж101 мин.
Жанр
Первый показ1989.09.13 (Канада)
РежиссёрЖелимир Жилник
Сценарий, идея Желимир Жилник, Бранко Андрич
В ролях Реля Башич, Лиляна Благоевич, Djerdj Fejes, Jovica Milosevic, Татьяна Пуин, Лазар Ристовски и другие


Средний балл------------
Проголосовало------------
Место в рейтингефильм ещё не попал в рейтинг
Проголосуйте 





Рецензия
© Мирон Черненко, Сборник «Киноглобус — двадцать фильмов 1988 года»

Есть что-то символическое в том, как трудно пробивался этот фильм на Московский фестиваль, хотя ничто, кажется, не препятствовало его участию в конкурсе. И тем не менее какой-то злой рок стоял на его пути, путался в ногах отборочной комиссии, попавшей в западню из собственных принципов, пока в самое последнее мгновение перед началом «Так закалялась сталь» все-таки вошла в конкурс как в лузу, став двадцать первым по счету фильмом.

Между тем, дело было вовсе не в фильме, дело было в авторе, одной из самых колоритных фигур югославского кинематографа 60-х годов, основоположника и идеолога «югославского кинематографического чуда», получившего затем не слишком доброжелательное, но эффектное название «черной волны», создателя документального кинематографа удивительного по тем временам социального бесстрашия, презрения к авторитетам и фетишам, редкой даже для относительно свободного югославского кино духовной строптивости. Впрочем сыграло здесь свою роль «нетипичное» происхождение режиссера, сына двух Народных героев Югославии, родившегося в сорок втором в гитлеровском концлагере и сразу же оставшегося круглым сиротой; все последующие годы Желимир Жилник был трудным ребенком, трудным комсомольцем, трудным кинематографистом. И не случайно он оказался в числе тех, кого называют в Югославии «шестдесетосмаш», человеком шестьдесят восьмого года, яростного варшавского марта, красного парижского мая, бурного белградского июня, трагического пражского августа. И не случайно Жилник и после не утратил ничего из бунтарских замашек своей юности, сохранив в самых неблагоприятных обстоятельствах независимость и трезвость ума, пронеся твердость характера и верность принципам сквозь гонения и преследования, запрет на профессию: после знаменитой его картины «Ранние работы», удостоенной «Золотого Медведя» Западноберлинского фестиваля, был загублен на монтажном столе его второй фильм «Свобода или комикс», а сам Жилник был просто-напросто изгнан из Югославии и в течение нескольких лет перебивался с пива на хлеб в баварском городе Мюнхене, снимая какие-то альтернативные короткометражки, работая в опере, сочиняя рекламные тексты и иную чепуху.

Кстати сказать, в том же самом году, когда «Так закалялась сталь» прорывалась на московский экран, она была показана на фестивале в Мюнхене, где его до сих пор считают своим, хотя за годы своего гастарбайтерства он снял здесь не одну издевательскую ленту о творцах немецкого экономического чуда, ибо никогда не изменял своей главной, а, может быть, и единственной теме — его величеству рабочему классу, классу-гегемону, творцу всех материальных и нравственных ценностей.

Он не уходит от этой темы и здесь, в игровом, саркастическом сюжете об одном из этих гегемонов, добившемся, кажется, всего, что завещали ему теоретики пролетарского движения, но радости от этого почему-то не ощутившем. Не ощущающего и трудового энтузиазма и законной гордости от своего классового и личного вклада в прогресс и светлое будущее всего человечества, а, говоря проще, и вовсе не желающего трудиться на допотопных производственных площадях во имя блага инженерно-технических и прочих упитанных и речистых нахлебников, пребывающих в постоянной и неудержимой погоне за золотым тельцом, обязательно зеленого, конвертируемого цвета, ибо кому нужна эта закаленная здешняя сталь за обесценивающиеся прямо на глазах динары?

Фильм Жилника рассказывает не столько об этой стали с маленькой буквы, сколько о Стали с самой большой, прописной, можно сказать даже о «Стали Земли», о бессмыслице и тягостности ее бытия, о нелепости и убожестве ее быта, развлечений, запросов, надежд, иллюзий, о лицемерии и равнодушии бесчисленных плакатов, лозунгов, призывов, составляющих единственный окружающий ее пейзаж, ее идеологическую среду обитания, о невозможности вырваться из замкнутого круга обыденности, лишь изредка прерываемой, заглушаемой хриплым пением, обильными возлияниями и прочими радостями здоровой, не утомившейся на работе пролетарской плоти.

«Так закалялась сталь» начнется отменной по ехидству сценой, в которой рабочий класс, только что выпустивший из печи плавку (я не слишком разбираюсь в технологии выплавки металла и заранее прошу прощенья у возможных читателей-сталеваров, если что-либо по невежеству перепутаю) и погодив, пока румяный слиток чуток остынет, зажарит на нем яичницу и бекон, запьет чем-то несомненно и нескрываемо алкогольным, взгрустнет под простенькую мелодию, которую сыграет на губной гармошке герой картины,— во время этого легкого завтрака на изложнице дирекция попытается скрыться от народного гнева, унося в аккуратных кейсах причитающуюся коллективу зарплату. Впрочем, кто бросит в них камень, если класс-гегемон это жалованье вовсе не заработал, если он проводит так свое свободно-рабочее время, а вместо него сюда каждое утро привозят из городской каталажки вчерашних воришек, пьянчуг и проституток, которые отрабатывают свои «пятнадцать суток», пока сталевары-профессионалы услаждают их слух своим пением, игрой на музыкальных инструментах и ядреными шуточками.

И не только арестанты — эту радость принудительного труда сознательно испытает герой картины, когда его, картинного, прямо-таки образцово-показательного соцреалистического пролетария с предвыборного плаката — даже трудно поверить, что в этой роли снялся профессиональный актер, столь «типичен» и «обобщен» этот облик,— сталевара Лео, выбросят за ворота по причине излишней и невыносимой для начальства строптивости, он найдет способ вернуться в тихую заводь сталелитейного цеха: отправится на центральную площадь, где стоит величественный монумент в честь кого-то или чего-то, и начнет отламывать символ с постамента... Разумеется, примчится полиция, схватит Лео за воротник, а утром привезет его к друзьям по привычному ничегонеделанию, к родной карманной гармонике, к повседневному, устоявшемуся бытию у фыркающих, обжигающих, шипящих брызг расплавленного металла...

Надо сказать, что режиссерское ехидство проявляется не только в сюжетных перипетиях, в таких издевательских фабульных парадоксах — их для комедии на экране окажется не столь уж много, хотя каждая из них как бы ставит точку на какой-то странице неторопливого жизнеописания героя,— но и в самой пластике картины, без суеты и навязчивости пародирующей все каноны жанра, которого, казалось бы, не существовало на поверхности югославского кино, но который — как выяснилось — таился в неизведанных глубинах его идеологического естества. Речь идет о жанре, который у нас именовался производственным, знакомые черты которого Жилник обнаруживает и в классических интерьерах древней мануфактуры, где все время что-то шипит, трещит, льется, булькает и искрит; и в типажах, прохлаждающихся у дымящихся печей, словно перенесенных живьем из какого-то студийного каталога «берегись положительного героя»; и в аскетизме антуража, как бы не позволяющего отвлекаться от главного и в то же время не позволяющего глазу вообще остановиться на чем-либо; и, наконец, в броских портретах представителей «нового класса», вальяжных и безапелляционных технократах, наслаждающихся новехонькими черными «мерседесами», голубыми бассейнами в собственных виллах, упитанными женами и стройными секретаршами... Жилник живописует это со всем удовольствием вчерашнего «шестдесетосмаша», исписывавшего черными граффити на белградских стенах — «Долой красную буржуазию», временами даже несколько перебирая в этой своей ненависти к сытым и наглым...

Справедливости ради скажу, что Жилник не слишком благожелателен и к своему герою, он рассматривает его тем же немигающе-саркастическим взглядом, что и всех других обитателей этой странной страны, где все не так, как можно было бы предположить, а совсем наоборот, где каждый (сходство этого социального континента со своей флорой и фауной с тем, что мы можем увидеть вокруг себя, просто поразительно, несмотря на все выдуманные нашей пропагандой различия) занимается не тем, что может и хочет, где всем все одинаково безразлично, где человек почему-то дышит, не задыхаясь в безвоздушном пространстве, не имеющем ни начала, ни конца. Вероятно, именно поэтому так трудно говорить о сюжете этой неторопливой, даже несколько замедленной картины, где в каждом эпизоде происходит, казалось бы, нечто важное, существенное, но не складывающееся в связное, последовательное повествование, ибо такова жизнь в этом мире, балансирующая на краю паранойи — бессмысленный труд, не требующий усилий, бессмысленные любовные забавы, ибо должен же на что-то истратить свою пролетарскую мощь не старый еще мужчина, если не на эротические игры с соблюдением всех канонов и мизансцен, описанных и классифицированных в «Камасутре».

И потому, на поверку, «Так закалялась сталь» оказывается картиной отнюдь не столь веселой, как казалось во время просмотра, но, напротив, глубоко и безусловно печальной, несмотря на издевательски счастливый и откровенно пародийный финал: однажды фабрику посетят типичные заморские бизнесмены, придут в восторг от архаичных ее интерьеров и анахроничной ее техники, купят все на корню, чтобы без особого труда превратить социалистическое предприятие в музей материальной культуры времен не очень позднего феодализма, а Лео захватят с собой, в Штаты, чтобы употребить во благо массовой культуры его классический пролетарский облик, чтобы писать с него модные соцартовские полотна, которые нынче в большом ходу там, за океаном... Чтобы потом — Жилник ставит одну точку над «i» за другой,— списав с героя все что есть монументального, отправить его обратно, на Балканы, без усов, но с американским «кадиллаком», как надоевший, отработанный экспонат из закалявшейся невесть зачем и невесть для кого стали...

...Есть нечто символическое в том, что жюри Московского фестиваля не заметило этот фильм, как не заметило его жюри национального фестиваля югославских фильмов в Пуле годом раньше, хотя, скажу без преувеличений, картина Жилника была на голову выше иных лауреатов. И, тем не менее, Жилник и здесь оказался победителем, возмутителем благовоспитанного фестивального спокойствия: как всегда, он переломил обстоятельства, заставил о себе говорить, а это для него важнее всякого святого Георгия — говорить о своем где придется и как придется...



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».








Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура