|
| | |
всего сделано правок - 66, последняя: 2025.02.05
| | | Фотоувеличение
Названия | | Blowup / Blow-Up / Blow Up |
Названия (рус.) | | Блоуап / Блоу-ап |
Первый показ | | 1966.12.18 (США) |
Проголосовало | | 23 чел. | |  |
|
|
Модный фотограф по имени Томас (прототипом персонажа, сыгранного Дэвидом Хеммингсом, послужили Дэвид Бейли и Теренс Донован), делает серию снимков в парке, случайно запечатлев влюблённую пару. Спустя некоторое время попавшая в объектив девушка, некая Джейн (Ванесса Редгрейв), требует отдать ей плёнку. После проявки с несколькими увеличениями Дэвид обнаруживает на фотографии… труп, понимая, что стал невольным свидетелем убийства. Но сможет ли он это доказать?.. |
© Евгений Нефёдов, 2006.09.12 | Авторская оценка: 10/10 |
Один из внешне простых и в то же время непостижимо глубоких фильмов не только в творчестве Антониони, но и в истории мирового кинематографа. Итальянский режиссёр оттолкнулся от идеи, почерпнутой, как сказано в титрах, в рассказе «Слюни дьявола» аргентинца Хулио Кортасара, – и создал произведение, существенно обогащающее привычную для него проблематику. Экспозиция, знакомящая с профессией и образом жизни Дэвида, может показаться затянутой, завязка чересчур загадочной и туманной, а развязка – и вовсе отсутствующей, оставляющей с ощущением утраты «самого главного». Но в фильме нет ни одного лишнего кадра, а тем более целых эпизодов, как, скажем, сцена, где Томас между делом навещает приятеля-художника, пишущего картины, взывая к подсознанию: «Я, когда рисую, ни о чём не думаю – это просто какая-то мазня. А после нахожу что-то такое, от чего мог бы оттолкнуться. (...) Это как ключ к детективному рассказу». Всё работает на основную идею.
Ещё по поводу ранних работ маэстро Моравиа очень точно сказал, что они дают «новое ощущение реальности». Но в «Фотоувеличении» режиссёр уже не претендует на то, чтобы адекватно отобразить жизнь по эту сторону экрана, словно удостоверившись, что любая попытка её, жизнь, запечатлеть и тем более постичь, осмыслить априорно ни к чему не ведёт. Отсутствие разгадки в картине не случайно, поскольку автор на сей раз так же, как и герой, не представляет себе, что случилось в парке? О том со всей очевидностью говорят финальные аккорды, зарифмованные с теми вступительными кадрами, когда только появляются мимы, формально не имеющие никакого отношения к событиям. Молодые люди с выкрашенными в белый цвет лицами вовлекают фотографа в игру в воображаемый теннис, а тот, поддавшись, согласившись «бросить» невидимый мяч, буквально растворяется – и жёлто-зелёное пространство кадра очищается. Вместо «нового ощущения реальности», которая не поддаётся, ускользает, как песок сквозь пальцы, от Томаса (а в эпизоде в кафе выясняется, что он является автором и снимков социальной направленности), перед нами ощущение пародии на реальность – проделки паяцев. Далее, через «отмирание» событий (детективная и любовная интриги, ничем не заканчивающиеся, ложны) и предметов (пропеллер, купленный в антикварном магазине, обломок гитары, вынесенный с концерта, утратили своё назначение, превратившись в хлам), – реальность, развеществляющаяся вплоть до полного исчезновения. Как чуткий художник, Антониони блестяще уловил смену общественных настроений, когда состояние «некоммуникабельности» как бы достигло наивысшей точки – вспомним две предфинальные сцены: на концерте рок-группы The Yardbirds и в неком притоне, где Томас наконец-то находит своего друга Рона, с которым хочет поделиться сенсационной находкой. Фотограф – своего рода одноглазый в царстве слепцов, чьё сознание ещё обращено вовне, в отличие от пребывающих в экстазе (под воздействием наркотиков или музыки; как только мелодия прекращается, слушатели в панике выбегают на улицу), замкнувшись на своём внутреннем мире, современников…
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |