|
| | |
всего сделано правок - 61, последняя: 2023.01.12
| | | Земляничная поляна
Названия | | Smultronstället / Wild Strawberries |
Первый показ | | 1957.12.26 (Швеция) |
Сборы в России | | $42,821 (зрителей: 6,874) |
Проголосовало | | 33 чел. | | |
|
|
Исаак Борг (Виктор Шёстром), семидесятивосьмилетний профессор из Стокгольма, отправившись на личном автомобиле на присуждение почётной докторской степени вместе с невесткой Марианной (Ингрид Тулин), переоценивает прошлое, заезжая по пути в родные места, где в памяти вновь оживают канувшие в Лету образы. |
© Евгений Нефёдов, 2008.03.08 | Авторская оценка: 10/10 |
Профессор назван Исааком словно в насмешку: ведь упоминаемый в разговоре его тёзка из Библии, сын Авраама и муж Ревекки, являлся воплощением всего, что человеку дорого и чем тот готов пожертвовать во имя Всевышнего. Но для Бергмана он – это Is (‘лёд’) Borg (‘гора’), ‘ледяная гора’ во плоти. Профессор и жить-то перестал лет пятьдесят назад, когда ушёл с головой в медицину, постаравшись не просто вычеркнуть из памяти измену любимой супруги, но и – отгородиться от всего, что имело ценность. Пробуждение ото «сна» происходит в жутком сне, где Борг видит часы без стрелок и… тянет самого себя в могилу. В одном из тех вещих снов, что позволяют заключить: у человека неспокойно на душе… Именно после этого – спонтанная («… может, я к старости становлюсь сентиментальным») поездка по родным местам, посещение «земляничной поляны». Встреча с матерью, оставленной бесчисленными внуками и правнуками; супружеская пара, постоянно конфликтующая; словно на зависть попавшиеся молодые попутчики, полные жизни и энергии; откровения невестки; попытка примириться с сыном. Но до прощения ещё далеко. В другом вещем сне профессора признают виновным на своеобразном суде совести и выносят приговор: одиночество.
По воспоминаниям Бергмана, он пытался придать Боргу сходство с собственным отцом. «… но, в сущности, то был от начала и до конца я сам. Я, в возрасте 37 лет, отрезанный от человеческих взаимоотношений, отрезающий человеческие взаимоотношения, самоутверждающийся, замкнувшийся неудачник, и притом неудачник по большому счёту. Хотя и добившийся успеха. И талантливый. И основательный. И дисциплинированный». «Земляничная поляна» уникальна благодаря завораживающему постижению бездн психологии человека, блистательному использованию приёма внутреннего монолога, ведущегося не Словами, а Образами. Но поражают и смелость в обнажении души художника, предельно жёсткий и безжалостный самоанализ. Если перевести разговор в область религии, пусть и упоминаемой в ироническом ключе1, это как задушевная исповедь самому строгому судье – самому себе. Исповедь, незаметно перерастающая в искреннюю молитву Господу с непременным катарсисом в финале, когда в сознании Борга возникает картина залитой удивительным, непередаваемо тонким светом «земляничной поляны». Немудрено прийти к пантеистическому откровению, что сам Бог растворён в окружающем пространстве, незримо присутствуя в каждой ягоде на милой сердцу поляне. А прежде всего – в людях: в людях, встреченных случайно, и людях близких, родных.
«Земляничная поляна», как и «Седьмая печать», едва ли вызвала бы столь мощный резонанс, не окажись фильм – при всей внутренней автобиографичности – созвучен атмосфере общества. Ингмар Бергман одним из первых интуитивно вышел на проблемы разобщённости, предощутил тотальный мировоззренческий кризис, десятилетием позже ставший очевидным. Режиссёр, черпавший вдохновение в «Вознице» /1920/ Виктора Шёстрома, вновь заставил заговорить о величии «скандинавской школы» – и, между прочим, без изумительного существования на экране коллеги2 шедевр действительно мог не состояться…
__________ 1 – Вспомним хотя бы потасовку, в которую переросла полемика Андерса и Виктора о том, есть ли Бог на свете. 2 – Наивысшей похвалой стало признание самого Бергмана в том, что «Земляничная поляна» «перестала быть моей картиной – она принадлежала Виктору Шёстрому».
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Ну что ж... Все мы одиноки по-своему и с возрастом, как правило, чувство одиночества усиливается. Зато остается удивительная способность человеческого мозга помнить хорошее и "вырезать" плохое. Вот об этом, по-моему, снимал Бергман этот фильм. Немного грустные ощущения он вызывает, но это, скорее, приятная грусть, даже умиротворяющая. Удивительно тонкая и нежная картина.
|
| | |