World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (87)
-связки


 Промо
-постеры (20)
-кадры (9)
-трейлеры


 На сайтах
-imdb


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискинаписать отзывредактировать<-->

страница создана Contributor от 2006.03.20
всего сделано правок - 45, последняя: 2019.09.24

Фактотум (2005, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 20 | кадры 9
Фактотум


НазванияFactotum / Factotum: A Man Who Performs Many Jobs
ПроизводствоСША, Норвегия
Форматполнометражный фильм
Хронометраж94 мин.
Жанрдрама
Первый показ2005.04.12 (Норвегия)
Бюджет$1,000,000
РежиссёрБент Хамер
Сценарий, идея Джим Старк, Бент Хамер и другие
КомпозиторKristin Asbjornsen
В ролях Мэтт Диллон, Лили Тэйлор, Фишер Стивенс, Мариса Томеи, Дидье Фламан, Эдриенн Шелли и другие


Средний баллнужно больше оценок
Проголосовало
6 чел.
Место в рейтингефильм ещё не попал в рейтинг
Проголосуйте 





Краткое содержание

Генри Чинаски - азартный завсегдатай скачек и страстный любовник Джейн и Лауры, охочих до выпивки также как и он сам. Он работает на фабриках и складах, чтобы жить так, как ему нравится, т.е. пить, играть на скачках и общаться с женщинами, такими же неприкаянными, как и он сам, а главное - писать рассказы, которые никто не хочет печатать. Это история писателя маргинала, который готов рисковать чем угодно, чтобы доказать, что его жизнь и его поэзия - это одно и то же.




Кадры из фильма
посмотреть все кадры [9]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2006.04.18Авторская оценка:  6/10

«Фактотум» соотносится, как минимум, с двумя другими фильмами, вдохновлёнными книгами Чарльза Буковского и косвенно повествующими об участи самого заокеанского писателя. Итальянец Марко Феррери в «Историях обыкновенного безумия» /1981/ сосредоточил внимание на судьбе поэта-алкоголика, живущего, невзирая на официальное признание, на самом «дне» жизни, где однажды обретает источник вдохновения в лице чувственной проститутки – и впадает в отчаяние, узнав о её самоубийстве. Барбет Шродер уже в американской картине под названием «Пьянь» /1987/ явил ещё более развёрнутую панораму будней знаменитого сочинителя, выведенного под именем Генри Чинарского, который не мыслит своё существование (и уж во всяком случае – творчество) вне привычной, маргинализированной среды обитания. Поэтому перед Мэттом Диллоном (между прочим, изначально на главную роль претендовал Шон Пенн) стояла очень непростая задача, заключавшаяся даже не в том, чтобы превзойти таких отличных исполнителей, как Бен Газзара и Микки Рурк достоверностью вживания в предложенные обстоятельства – беспросветные и отталкивающие. Ведь сорокаоднолетний актёр имел достаточный опыт изображения асоциальных типов – в первую очередь вспоминаются юный бунтарь из копполовской «Бойцовой рыбки» /1983/ (между прочим, старшего брата его Расти тогда сыграл именно Рурк) и, конечно, наркоман Боб из безжалостного «Аптечного ковбоя» /1989/ Гаса Ван Сэнта. Гораздо сложнее было высветить новые, прежде незамеченные черты в уже знакомом образе Чинарского, чья биография на сей раз изложена более детально и последовательно, даже притом что повествование разбито на несколько отдельных, фактически независимых главок. Удалось ли это авторам и, если да, то в какой мере?

Пожалуй, удалось, и в первую очередь по той причине, что создатели «Фактотума» проявили оригинальность на стратегическом уровне – в интерпретации творчества Буковского в целом, предложив в придачу к уже известному обличительно-созидательному пафосу весьма интересный мотив. Причём здесь едва ли уместно проводить параллели с «Кухонными байками» /2003/ – предыдущей, сатирической работой режиссёра, принёсшей ему известность далеко за пределами родной Норвегии и всей Скандинавии. В данном случае намного важнее и показательнее имя Джима Старка, много сотрудничавшего с Джимом Джармушем и Греггом Араки, который выступил продюсером и участвовал (вместе с Хамером) в адаптации прозы, наверняка постаравшись поддержать славную традицию низкобюджетного, независимого духом американского кинематографа. Между прочим, затраты и на сей раз не превысили $1 млн., хотя картина, не пользовавшаяся коммерческим успехом, стала известна тем, что была впервые в мире показана (14-го апреля 2005-го года в Тронхейме, Норвегия) с использованием цифрового проектора 4K. Это только поначалу может привидеться, что фильм снова (и подчас не без скрытой иронии) живописует скитания Генри, теперь – меняющего один непрестижный вид заработка на другой, обязательно ссорясь с начальством, чаще всего на почве пристрастия к спиртному, ради изображения самих скитаний. Чинарски пробует силы на пищевой фабрике, в мастерской, во множестве частных фирм, где за минимальное жалованье на него возлагают разные мелкие поручения. Решение избрать судьбу вечного «фактотума» (то есть, по словарю, служащего, имеющего широкий спектр обязанностей; подручного, мастера на все руки, секретаря, верного слуги, доверенного лица) Генри мотивирует тем, что на самом деле является писателем – но на регулярно отсылаемые в престижное издательство рассказы никаких ответов не приходит. Вот он и вынужден перебиваться случайными доходами, находя понимание лишь у Джен (Лили Тейлор, несомненно, также не уступит своим предшественницам, Орнелле Мути и Фэй Данауэй), ведущей столь же беспутное и бесцельное существование…

Бенту Хамеру было намного сложнее, чем, скажем, Андрею Тарковскому, если учесть, что в «Фактотуме» речь идёт о муках не художника, а писателя – мастера слова, набираемого на старой печатной машинке в дешёвых съёмных апартаментах. Тем не менее финал, когда становится известно о том, что пара рассказов принята к публикации, вызывает ощущение, очень похожее на чувство, возникшее на последних кадрах «Андрея Рублёва», торжественно знакомивших с работами великого иконописца. Норвежский режиссёр, правда, нашёл форму для не столь явного противопоставления низкого и возвышенного, показав Чинарского наслаждающимся зрелищем в элитном стриптиз-баре. И всё же вывод напрашивается схожий, отчасти – сводящийся к заключительным закадровым рассуждениям (являющимся почти цитатой из знаменитой песни «Машины времени», своеобразного гимна поколения Андрея Макаревича, о котором кинематографисты, впрочем, едва ли знали) в том духе, что рано или поздно «Вы будете смеяться над жизнью – только ради этого и стоит бороться». Развязка позволяет совсем по-иному взглянуть на предшествующую эпопею, наверняка успевшую набить оскомину однообразием и предсказуемостью неудач Генри, проходящих большею частью по его собственной вине, нередко вполне осознаваемой, а не из-за активного неприятия со стороны бездушной среды, начиная с родительского дома. Хамер, думается, умышленно лишает внутреннего развития и образ главного героя, подразумевая, что Чинарски – сформировавшийся (на тот момент, когда берёт исток повествование) художник со сложившимся, оригинальным взглядом на действительность, по которой шествует, словно Вергилий по кругам дантова ада. Жизнь – это борьба, могущая и казаться нелепой (вспомним эпизод случайного романа Генри с Лорой, содержанкой эксцентричного старого богача, балующегося сочинением симфоний), и принять форму ежедневного, ежечасного испытания на прочность, выносливость и верность избранной однажды цели. Однако в итоге у того, кто не уступил прямому противодействию окружения и разного рода искушениям, всё сложится даже лучше, чем он того ожидал.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».








Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура