World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Кинопрокат   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (35)
-релизы
-связки


 Промо
-постеры (55)
-кадры (3)
-трейлеры


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk


 Википедия
-wikipedia
-википедия
-ウィキペディア


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм

Страница создана:
Contributor

Над страницей работали:
Contributor
title_bot



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискинаписать отзывредактировать<-->


Великая иллюзия


НазванияLa grande illusion / The Grand Illusion
ПроизводствоФранция
Форматполнометражный фильм
Хронометраж114 мин.
Жанрвоенный фильм, драма
Первый показ1937.06.08 (Франция)
РежиссёрЖан Ренуар
Сценарий, идея Жан Ренуар, Чарлз Спаак
КомпозиторЖозеф Косма
В ролях Жан Габен, Дита Парло, Пьер Френе, Эрих фон Штрогейм, Жюльен Каретт, Жорж Пекле и другие


Средний балл7.8 из 10
Проголосовало
4 чел.
Место в рейтингефильм ещё не попал в рейтинг
Проголосуйте 


Краткое содержание

Самолёт, на котором капитан де Боэльдьё (Пьер Френе) и лейтенант Марешаль (Жан Габен) совершали разведывательный полёт над территорией противника, оказывается сбит немецкими истребителями под командованием капитана фон Рауффенштайна (Эрих фон Штрогейм). Попав в плен, они активно подключаются к процессу подготовки французскими офицерами побега. Однако у судьбы припрятана ещё масса неприятных сюрпризов.

© Евгений Нефёдов, World Art



Кадры из фильма
посмотреть все кадры [3]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2011.07.20Авторская оценка:  10/10

Близкий по духу фильм



Мост через реку Квай, 1957

И снова – в плену иллюзий…

«Это всё иллюзии», – с грустной иронией отзывается Розенталь на озвученную Марешалем надежду на то, что проклятая война будет последней. Приведённая реплика – и есть ответ авторов знаменитому британскому журналисту и общественному деятелю Норману Энджеллу, который ещё в 1909-м написал памфлет «Оптическая иллюзия Европы»1, доказывая невыгодность, нелогичность и откровенную абсурдность допуска о гипотетической войне между ведущими державами Старого Света, связанными тесными хозяйственными и культурными узами. Его прогноз, как известно, не сбылся ни в малейшей степени – но ведь в 1933-м труд фактически обрёл вторую жизнь, пусть и в заметно переработанном виде. Резко снизив количество экономических аргументов, Энджелл сделал упор на моральной стороне вопроса, по-прежнему отстаивая свой главный тезис, – и удостоился Нобелевской премии мира!.. Парадоксальность ситуации заключается в том, что Жан Ренуар и Шарль Спаак вполне разделяли пафос публициста, лишь предупреждая о губительности стремления выдавать желаемое за действительное. Их собственная «Великая иллюзия» произвела настолько мощный пацифистский эффект, что впоследствии режиссёра обвиняли чуть ли не в подрыве патриотического духа французов и, как следствие, падении Третьей Республики. Причём в США фильм попал (впервые в истории) в основную номинацию на премию «Оскар», Президент Франклин Рузвельт призвал посмотреть ленту всех демократов, а на кинофестивале в Венеции пришлось оказать сильное давление на жюри, чтобы картине достался «искусственный»2 приз за лучший исполнительский ансамбль. Доктору Йозефу Геббельсу, публично охарактеризовавшему Ренуара «кинематографическим врагом общества №1», не откажешь в проницательности! Вслед за Германией последовал запрет в Италии и даже в Бельгии, где на решении настоял… министр Анри Спаак, брат Шарля, и послевоенная реабилитация шедевра проходила (между прочим, при активном участии Андре Базена и будущих творцов «новой волны») отнюдь не безболезненно.

«Великая иллюзия», хочется сказать, пронизана антимилитаристским духом и во всяком случае лишена внутренних противоречий многих произведений на схожем материале, иллюстрирующих ужасы войны и одновременно – воспевающих ратные подвиги. Мы не увидим воздушного боя, ставшего фатальным для французских офицеров: за кадрами с обсуждением деталей предстоящего вылета следует резкий монтажный стык – и пару мгновений зритель пребывает в замешательстве, гадая, при чём здесь лётчики в немецкой униформе. Более того, авторы намеренно не демонстрируют собственно попыток побега – и лишь по прибытии в лагерь Винтерсборн сообщается, что де Боэльдё испытывал терпение охраны четырежды, Марешаль пятикратно, а лейтенант Демольдье трижды. Зато мимоходом упоминается об убитом в аналогичной ситуации солдате и обнажается вся «прелесть» сводящего с ума пребывания в карцере. Да и затея с кропотливым, изматывающим, смертельно опасным подкопом пропадает втуне, а разговор товарищей по плену о том, почему каждый из них мечтает об избавлении, заставляет выслушать вереницу нелепейших признаний. Можно вспомнить и о несуразном подарке, присланном русским офицерам по инициативе императрицы, и о странных обстоятельствах наконец-то удавшегося побега, которому вынужден, наступив на горло собственной песне, противодействовать фон Рауффенштайн, получивший звание майора. Даже номинально патетическая сцена с торжественным и дерзким распеванием «Марсельезы» после известия об освобождении Дуомона сознательно «остраняется», поскольку первый куплет затягивает… англичанин, переодетый для развесёлого представления в женщину. И, наоборот, предосудительный, если не откровенно преступный, поступок немки Эльзы, что-то не испытывающей восторга от гибели мужа под Верденом и трёх братьев – соответственно в Льеже, Шарльлеруа и Танненберге («Вот они, наши самые большие победы… И стол стал слишком велик»), видится естественным и единственно правильным. Но возможность любовной идиллии в существующих условиях – это тоже, увы, иллюзия…

Страстная антивоенная направленность фильма не могла не сделать «Великую иллюзию» громким событием, выступая своего рода призывом остановиться и – быть может, в последний раз – задуматься над неотвратимыми последствиями методично, вопреки официальным декларациям, развязываемой очередной глобальной бойни. Однако идеи Энджелла послужили Ренуару и Спааку, вряд ли питавшим иллюзии относительно силы непосредственного влияния искусства на общество, в лучшем случае отправной точкой для создания персональной художественной модели мироустройства, установившегося к XX веку, в логику которой как раз превосходно укладывалась война нового типа. Мировая. Империалистическая. Первая. Важнейшей составной частью замысла стала убеждённость режиссёра в том, что ныне человечество «делится, скорее, по вертикали, нежели по горизонтали», и государственные границы не являются препятствием для искреннего и глубокого взаимного уважения двух аристократов и потомственных офицеров. Но де Боэльдьё, в отличие от фон Рауффенштайна, ещё и достаточно прозорлив, чтобы осознать безнадёжную устарелость дорогих сердцу дворянских идеалов, манер, привычек и… уступить право на побег (иначе – на саму жизнь) боевым товарищам. Редкостная психологическая убедительность актёров (от Жана Габена до Эриха фон Штрогейма4) и драматизм экранных событий всё же не затушёвывают известной символичности исхода. Парижанин Марешаль получил унтер-офицерское звание накануне рокового вылета, а до войны работал простым механиком. Его же напарник, щедро и непритворно делившийся аппетитными подарками с соратниками, родившийся в Вене («Мать – датчанка, отец – поляк. Словом, типичный француз»), сообщает, что за тридцать пять лет Розентали4 завладели «тремя замками с охотничьими угодьями, фермами, садами, заводами племенных рысаков и тремя галереями знатных предков». Совместные испытания, несмотря на неизбежные напряжённые моменты, укрепили дружбу. Однако верить, что дальнейшие, после пересечения немецко-швейцарской границы, судьбы беглецов сложатся одинаково – наверное, самая великая иллюзия.


__________
1 – Годом позже опубликован отдельной книгой под названием «Великая иллюзия».
2 – Таким образом, «Кубок Муссолини» ушёл «Бальной записной книжке» /1937/ Жюльена Дювивье.
3 – Ренуар поддержал коллегу (австрийца по происхождению), которым искренне восхищался, в сложный для него период сущего бойкота, объявленного Голливудом.
4 – Здесь справедливо усмотрели намёк на клан Ротшильдов – в свете принадлежности не столько национальной, сколько классово-профессиональной; по иронии судьбы, Геббельсу не понравилось представление еврея в положительном ключе, а отдельные критики (в частности, Жорж Альтман) позже упрекали режиссёра в «некотором антисемитизме».



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».









Выборка фильмов из базы данных:

- тип
- по алфавиту
- год выхода
- страна
- статус
- жанр
- теги
- тип оригинала
- сортировка



Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура