World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (38)
-связки


 Промо
-постеры (1)
-кадры
-трейлеры


 На сайтах
-imdb


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискинаписать отзывредактировать<-->

страница создана Contributor от 2003.12.01
всего сделано правок - 23, последняя: 2019.09.24

Юг (1988, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 1 | кадры 0
Юг


НазванияSur / Le sud / The South
ПроизводствоАргентина, Франция
Форматполнометражный фильм
Хронометраж127 мин.
Жанрдрама
Первый показ1988.03.05 (Аргентина)
РежиссёрФернандо Соланас
Сценарий, идеяФернандо Соланас
Композитор Астор Пъяццолла, Фернандо Соланас
В ролях Сусу Пекораро, Мигель Анхелъ Сола, Филипп Леотар, Лито Крус, Улисес Дюмон, Роберто Гойенече и другие


Средний балл------------
Проголосовало------------
Место в рейтингефильм ещё не попал в рейтинг
Проголосуйте 





Рецензия
© Татьяна Ветрова, Сборник «Киноглобус — двадцать фильмов 1988 года»

Из синеватой ночной дымки прорисовывается уголок пустынного квартала Буэнос-Айреса, маленький оркестрик около уличного кафе самозабвенно исполняет аргентинское танго. Эта щемящая и экспрессивная музыка будет звучать лейтмотивом всего фильма Фернандо Солаиаса, сразу же, с первых кадров вовлекая зрителя в особую эмоционально-образную атмосферу. Время действия — одна ночь, но она вмещает много других ночей и дней, потому что соткана из воспоминаний, видений, тревог главного героя Флореаля, вышедшего на свободу из застенков военной хунты, где он провел пять лет. Конкретная дата происходящего год 1983-й. А это значит, время краха диктатуры, переход страны к демократии. По сути, все минувшее тоже можно было бы назвать ночью в истории Аргентины — годами мрака и страха, когда требовалось несказанное мужество, чтобы отстоять свое человеческое достоинство.

Ночь — традиционное время действия сюжетов танго-песни, то есть миниатюрных поющихся новелл, получивших распространение в Аргентине в начале XX века. Этот образ, равно как и луна, и дождь, неотъемлем от поэтики аргентинского танго. Они — знаки одиночества, печали, осознания ускользающего времени. Тоска по утраченному, прошлое героя фильма и его настоящее — ночь возвращения в родные места — так же переплетены в киноленте Соланаса, как во многих танго, популярных в 40-е годы, во времена юности режиссера. Мироощущение их лирического героя прекрасно передают слова самого любимого Соланасом танго «Юг», давшего название фильму:

«Ностальгия по тому, что миновало,
Песок, что жизнь унесла,
И скорбь изменившегося квартала,
И горечь мечты, что умерла».

Эти, сейчас полузабытые тексты поет в картине один из старейших исполнителей танго Роберто Гойенече вместе с квинтетом Астора Пьяццоллы, известного композитора, названного «великим реформатором танго нашего времени».

Идея «Юга» зародилась у Фернандо Соланаса в 1983 году, в первый его приезд на родину после восьми лет эмиграции. «Это было возвращение к любви,— вспоминает режиссер.— Я бродил по улицам Буэнос-Айреса, встречал оставшихся там друзей, тогда-то и пришла мысль рассказать с экрана о подобном возвращении. Но в то время я должен был снова уехать во Францию, чтобы завершить работу над картиной «Танго. Изгнание Гарделя».

В «Танго» Соланас опробовал некий новый жанр, названный им «тангедией» — своеобразный симбиоз танго, комедии и трагедии. Этот яркий оригинальный фильм с великолепной музыкой Астора Пьяццоллы завоевал множество призов международных фестивалей и покорил публику Аргентины и других стран Латинской Америки.

В ключе найденной эстетики уже на родине снимает режиссер следующую свою картину «Юг», удостоенную приза за лучшую режиссуру на Каннском фестивале 1988 года, а также премии «Большой Коралл» на Гаванском фестивале нового латиноамериканского кино. Танго, включающее в себя музыку, танец и песню,— это целый пласт демократической культуры Аргентины нового времени и здесь находит Соланас опору для создания самобытного кинематографа, связанного с национальной традицией. Если «Танго. Изгнание Гарделя» — фильм об «эмиграции внешней», по определению самого автора, то «Юг» — об «эмиграции внутренней». Это — более личная, исповедальная картина, и, видимо, поэтому в ее художественном построении за основу берется не танго-танец,как в предыдущей работе, а танго-песня, где есть лирический герой.

Давнее желание режиссера создать фильм о любви и внутренняя потребность посвятить картину возвращению на родину воплотились в результате в сценарии «Юг». Хотя вообще для Фернандо Соланаса сценарий и сюжет как таковой не самое важное. По собственному его признанию, он представляет обычно будущий фильм прежде всего в образах, в его пластике и музыке.

О чем же эта картина? В своем «Письме зрителям» к выходу на экран «Юга» автор пишет: «Здесь рассказана история любви. Это история любви одной пары, но это также история любви к своей стране». Довольно широкое и многозначное понятие «юга» у латиноамериканского зрителя в первую очередь ассоциируется с родиной Соланаса Аргентиной и в целом с Южной Америкой впротивовес ее северному соседу — США. Хотяобыгрываетсяиузко-географическое значение: юг Буэнос-Айреса, те предместья,где, согласно легенде, и родилось аргентинское танго.

Соланас наряду со старыми танго включил в «Юг» и одно, написанное им самим, выражающее главное настроение фильма:

«Возвращаюсь на Юг, как возвращаются к любви.
Возвращаюсь к тебесжеланиемистрахом...
Люблю Юг, его добрый народ, его достоинство.
Чувствую Юг, как твое тело вблизи.
Люблю тебя, Юг».

Ведущие «эмоциональные» линии сюжета — любовь, разлука, возвращение, но прочерчены они не в замкнутом чувственно-ностальгическом пространстве танго, а в конкретном историческом контексте Аргентины периода последней военной диктатуры, установившейся после переворота 1976 года. Преступления хунты, ее страшное наследие раскрываются в большинстве аргентинских лент последних лет, сделанных, как правило, в добротной реалистической манере. Так зритель узнает правду о подпольных застенках в фильме «Ночь карандашей» Эктора Оливеры, о судьбе детей пропавших без вести родителей в «Официальной истории» Луиса Пуэнсо. Но диктатура ответственна не только за 10 тысяч убитых, 20 тысяч заключенных, 30 тысяч исчезнувших, она нанесла раны и глубоко личному, интимному. Именно ее последствия в столь хрупкой сфере, как взаимоотношения мужчины и женщины, возможно, еще не полностью осознанные обществом, и выходят на первый план в фильме «Юг».

Исходная ситуация — возвращение из тюрьмы героя, его мысли о возлюбленной, что ему изменила,— характерна для многих сюжетов танго. Эту тему нередко подхватывала и литература. Советским читателям знаком, например, рассказ корифея аргентинской прозы Луиса Борхеса «Человек из розового кафе». (В 60-е годы по мотивам этого рассказа был поставлен балет, и музыку к нему написал Астор Пьяццолла.) Авторы «Юга» раскрывают картину душевного смятения Флореаля, который жил в ином измерении, почти в остановившемся времени тюрьмы, без него подрастал сынишка, жена любила другого, многие друзья погибли. Выйдя на свободу, он находит совершенно изменившийся мир, и даже родной город узнается с трудом. Сможет ли герой остаться прежним в новой обстановке, обретет ли силы и мудрость, чтобы войти в иное уже течение жизни? — такой вопрос невольно возникает у зрителя по ходу фильма, и это вопрос важный для самого постановщика.

На пресс-конференции во время Гаванского фестиваля Соланас назвал свою картину «танго наоборот», то есть танго, где все видится глазами женщины. Традиционные же тексты в большинстве случаев — это жалоба мужчины, вспоминающего былую любовь, его желание отомстить или проклясть неверную женщину.

В коротких, будто лихорадочных кадрах показаны мучительные, доводящие до отчаяния поиски Рози ее исчезнувшего, как и тысячи других сограждан, мужа Флореаля, безуспешные поначалу попытки узнать, в какой он тюрьме. Затем редкие свидания через решетку... и глухое одиночество дома, горькие мысли о неясном будущем. Рози необходимо найти опору в настоящем, черпать откуда-то силы, чувствовать себя живой, и потому Рози идет навстречу любви преданного ей Роберто, роль которого тонко и деликатно проводит французский актер Филипп Леотар. В финале, когда Рози ждет с волнением мужа, Роберто освобождает ее от тягостного объяснения, он жертвует своей любовью, покидая навсегда Буэнос-Айрес. Хотя связующей нитью происходящего на экране служат воспоминания Флореаля, взаимоотношения Рози и Роберто показаны так, как это мог бы вспоминать один из влюбленных, скорее Рози, но никак не Флореаль, охваченный ревностью, мукой и сомнением.

Режиссер говорил, что ему хотелось убедить своим фильмом зрителя в том, что «любовь — это не контракт, и ни один человек не вправе считать своей собственностью другого человека». В определенной степени «Юг» — это голос аргентинского режиссера в разгоревшейся в последнее время дискуссии в Латинской Америке о мачизме, то есть превосходстве сильного мужчины над женщиной во всех жизненных сферах, традиции очень живучей в странах этого региона.

На роли Флореаля и Рози Соланас пригласил актеров нового поколения — Мигеля Анхеля Сола и Сусу Пекораро. И тот, и другая успели уже завоевать популярность на родине и за рубежом. Советские зрители знакомы с актрисой по фильму «Камила». За исполнение в нем главной роли она удостоена призов кинофестивалей в Карловых Варах и Гаване.Вообще в подборе актеров Соланас руководствуется их соответствием типу настоящих аргентинцев, поскольку кино, согласно его концепции, должно выражать национальную народную сущность. Готовясь к постановке «Юга», режиссер, как он признавался, «наблюдал, как мы, аргентинцы, общаемся друг с другом, как мы рассказываем истории, смешивая меланхоличность, политические рассуждения, восклицания и смех». Таким образом, он стремился к подлинности, узнаваемости персонажей. Что касается Филиппа Леотара, то он органично вписывается в общий актерский ансамбль,— лицо иностранца не редкость в этой стране, нация которой формировалась под воздействием иммиграции.

Сюжетные перипетии и диалоги значат в фильме Соланаса куда меньше, чем то, что схватывает взгляд кинокамеры. «Юг», так же как «Танго. Изгнание Гарделя», снимал друг и единомышленник аргентинского режиссера оператор Феликс Монти. Сосуществование обдуманной структуры и эмоциональной стихии — таков основной принцип творчества Соланаса, начиная с его всемирно известной документальной кинофрески «Час огней» (1968). Театр, музыка, пластический образ, поэзия — все это «строительный материал», из которого создается «Юг». По композиции картина напоминает спектакль — четыре действия с прологом, четко обозначенные сценические площадки: «столики грез», за когерою и ведет его по городу мимо броневика, застывшего в грозном молчании на одной из улиц напоминанием о тупой сокрушительной силе военного режима... С некоторой долей цинизма демонстрирует «Мертвец», сколько зла и разочарований в действительности, но в итоге, когда сам он возвращается в небытие, оставляя Флореаля со всеми его проблемами в жизни, он говорит другу: «Кто же еще будет бороться, чтобы его изменить, если не ты?»

Фильм «Юг» — ответ режиссера на его собственное сетование, что в современном мире все больше утрачивается различие между национальными кинематографиями. Со времен деятельности группы «Сине Либерасьон», в рамках которой был снят «Час огней», Фернандо Соланас ратует за деколонизацию латиноамериканской культуры и искусства, за независимость и самостоятельность. Его картины 80-х годов «Танго. Изгнание Гарделя» и «Юг» подтверждают, что он следует избранным путем, противопоставляя конвейерной голливудской кинопродукции, влияние которой очень сильно в Латинской Америке, поиск своего киноязыка. Говоря о сегодняшней ситуации в латиноамериканском кино на X Гаванском кинофестивале, Соланас замечал: «Порой получается так, словно мы рассказываем нашу историю по-английски... Лучше ошибаться, создавая собственный язык, собственный кинематограф, чем погружаться в копирование чужого. Я не утверждаю, что не надо заимствовать из чужого,— надо, но заимствование не должно оставаться непереваренным!»

При том, что фильм «Юг» можно упрекнуть в некоторой сумбурности, длиннотах, его национальный характер почувствует, наверное, каждый зритель. Это произведение авторское, сделанное рукой мастера, обладающего широким кругозором, но это и в высшей степени произведение аргентинское — и по духу, и по теме, и по художественному почерку.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».








Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура