World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (78)
-связки


 Промо
-постеры (1)
-кадры (3)
-трейлеры


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk


 Википедия
-википедия (jp)
-википедия (ru)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискинаписать отзывредактировать<-->

страница создана Contributor от 2003.12.01
всего сделано правок - 88, последняя: 2024.04.11

Свои (2004, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 1 | кадры 3
Свои


Названия------------
ПроизводствоРоссия
Форматполнометражный фильм
Хронометраж100 мин.
Жанрдействие, драма, военный фильм
Первый показ2004
Бюджет$2,500,000
РежиссёрДмитрий Месхиев
Сценарий, идеяВалентин Черных
Композитор Святослав Курашов, Сергей Старостин
В ролях Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Михаил Евланов, Богдан Ступка, Наталья Суркова, Анна Михалкова и другие


Средний балл8.1 из 10
Проголосовало
18 чел.
Место в рейтинге1422 из 8108
Проголосуйте 





Краткое содержание

Политрук Лифшиц (Константин Хабенский), чекист (Сергей Гармаш), чья фамилия осталась неизвестной, и снайпер Дмитрий Блинов (Михаил Евланов), захваченные в плен в августе 1941-го года, устраивают побег и укрываются в расположенной неподалёку деревне Блины — в доме отца последнего, Ивана Петровича (Богдан Ступка). Назначенный немцами полицмейстер Николай Иванович (Фёдор Бондарчук) начинает розыскные мероприятия, помимо прочего — взяв в заложники митькиных сестёр. Что делать бойцам и уже немолодому крестьянину в непростой ситуации?

© Евгений Нефёдов, World Art



Кадры из фильма
посмотреть все кадры [3]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2010.06.10Авторская оценка:  9/10

«Кончилась делёжка на «вас» и на «нас», – решительно заявляет Блинов-старший в ответ на необдуманную реплику чекиста. А чуть позже, наставив винтовку на «особиста», надсадно кричащего, что он «свой, наш», опускает, чуть помедлив, оружие со словами «Да кто тебя убивать-то будет? Иди»… Любопытная деталь: главные герои обозначены в финальных титрах Политруком, Чекистом, Снайпером, отец Митьки фигурирует как Старик и, наконец, местный ставленник оккупационных властей — в качестве Полицмейстера, хотя в фильме упоминаются их имена-фамилии. Столь откровенное сведение ведущих действующих лиц, равно как и основного антагониста, к их должностной, «официальной» ипостаси, тем самым – невольное ограничение личностей служебными обязанностями, о которых никто не имеет права забывать, в том числе когда стоит вопрос о выживании, не может не покоробить. Слишком многозначны, не лишены противоречий и по-человечески глубоки образы, воплощённые актёрами! Вместе с тем поневоле обращаешь внимание на то, что Николай Иванович, по просьбе односельчан занявший место старосты, не назван не только по этому, компрометирующему посту, но даже «Кулаком», «Раскулаченным» или – просто «Крестьянином». Что здесь главное? Действительно ли сильна в нём обида на Советскую власть, а упомянутая выше угроза убийства была серьёзной, а не озвученной, так сказать, в назидание? Но ведь не вызывает сомнений и искренность поступков немолодого отца, отдавшего в Красную Армию зятьёв и сына-орденоносца, отпускаемого с благословением – Родину защищать…

Это, по-видимому, является небольшой «подсказкой» (не исключено, что с толикой художественной провокации) со стороны кинематографистов. Старик и не надеется на то, что пришлецы, остающиеся для него сущими малыми детьми, поймут, почему «мне решать» судьбу Катерины – невесты отпрыска, уступившей, дав слабину, настойчивым домогательствам умного, но наглого и похотливого Кольки. И почему приходится прибегать к изощрённым методам, то допуская для виду сделки с врагом, то, напротив, без малейших колебаний предлагая радикальные меры. Он потому и мудрее беглых бойцов, что неустанно думает не о выживании, но о сохранении жизни, имея в виду наряду с продолжением рода в сугубо биологическом смысле1 ещё и цельность души, существование в ладу с собственной совестью. Не могу не восхититься изобразительным решением картины, найденным оператором Сергеем Мачильским, когда сквозь доминирующие безлико-серые, приглушённые, как бы заранее (в августе!) пожухшие и увядшие тона всё-таки пробивается целебный зелёный цвет травы и листвы. И справедливо, что именно благодаря «Своим» получил, по сути, международное признание не просто украинский, но воистину – наш актёр Богдан Ступка, пришедший в кинематограф почти четвертью века (!) ранее. Хотя в данном конкретном случае, наверное, символично, что картина произвела фурор, получив три награды, именно на Московском МКФ, где в 1971-м по достоинству отметили и его дебют – «Чёрную птицу с белой отметиной» /1971/ Юрия Ильенко.

Вместе с тем не только в фабульном отношении принципиально, что Дмитрий Месхиев и искушённый кинодраматург Валентин Черных поместили действие в контекст не просто «трагедии века», если воспользоваться названием эпопеи Юрия Озерова, а – начального периода Великой Отечественной. Небольшого, занимающего считанные минуты экранного времени эпизода, точнее, нестерпимо долгого плана (данного в рапиде, под невыразимо тревожный музыкальный мотив), когда застигнутых врасплох2 советских солдат и офицеров немцы, «нация культурная», методично расстреливают и давят гусеницами танков, хватает, чтобы исчерпывающе передать боль за самый сложный и драматический этап войны. Что особенно ценно в фильме, авторы не опускаются до расхожих (тем более в постсоветскую эпоху!) стереотипов, возлагая вину на так «удачно» оказавшихся под рукой представителей политического руководства и специальных служб. В системе «свой – чужой», используемой при оснащении высокоточного оружия и в организации радиосвязи, которая (в иносказательном смысле) имманентно присуща каждому, безошибочно функционируя на глубинном интуитивном уровне психики, они всё же не могут быть отнесены к последним, равно как и немецкий староста, примирительно замечающий: «Бог нам всем судья». Но это не касается ни сослуживца Лифшица, готового сдать за дополнительный паёк еврея-политрука, ни бородатого Мишки-полицая – родственника Блиновых. Не терпящая сослагательного наклонения История показала, что выбор оказался единственно верным, причём был сделан в самый ответственный – переломный – момент. Тогда, когда до вожделённого мира («… и людей перестанем делить на чужих и своих», как позже споёт Владимир Высоцкий) оставалось ещё очень, очень долго.


__________
1 – Редкий для российского кинематографа случай, когда откровенный, без ложного стеснения и двусмысленных недомолвок, показ интимных подробностей лишён пошлости, а главное, художественно осмыслен, абсолютно необходим.
2 – Удивительная деталь – расплёскивающееся парное молоко из наполненной до краёв крынки, в которую попадает залётная пуля; в целом пролог, на мой взгляд, не уступит знаменитому штурму морским десантом оборонительных укреплений нацистов в Нормандии у Стивена Спилберга.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».








Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура