Сцене из турецко-немецкой жизни.
«Головой о стену» ещё раз подтверждает, что Стамбул начинается в Германии. Начинается в Гамбурге, где родился сам Фатих Акин, и ещё сотнях городов и городков в центральной Европе. Начинается что бы завершится разбитыми судьбами, экстрадиционными картами, полулегальными борделями, собиранием пивных бутылок, фиктивными свадьбами, второсортным коксом, психиатрическим клиниками для тех кто в битье о стену жизни зашел слишком далеко. Великий Стамбул заканчиваться там где заканчиваться Восток, но так и не начинается Запад. Всё просто. Такой простоты, видимо, и добивался Аким снимая кино «на грани» турецкой ортодоксальности и немецкой прагматичности.
Акин даёт понять, что Восток вещь неистребимая, что даже рождённые в Германии турки так и остаются турками, только с немецкими паспортами, а сам режиссёр хоть и живёт на арийской земле все ровно снял свой самый известный и проникновенный фильм о родном, о «наболевшем».
В «Головой о стену» обычные выходцы с родины Ататюрка выживают в прагматичных условиях современности, где между «хочется» и «нужно» лежит такая же огромная пропасть как между баварским пивом и турецким кофе. Пропасть непониманияне преодолеть, потому как турок проживший в Германии несколько лет становиться полулегальным «европейцем» с измененным состоянием сознания, а смесь эмигранта и неудачника это предел до которого и докатились герои Акина. Он - временами буйствующий алкоголик попытавшийся загреметь в вечность под скрежет своего раздолбанного «Форда» о добротный немецкий кирпич, Она - суицидальная нимфоманка из со стажем.
И этот проклятый мир умещающийся между до верху забитой грязной посудой раковиной в его съёмной берлоге и её изрезанными запястьями может спасти только чувство способное заполнить эту нищаю пустоту. Испытавшие потребность в привязанности уже не обречены, не безнадёжны, они могут лишиться прошлого, но эта мера любви дарит им бессрочный пакт на возможность нормальной жизни и нечего тут не поделаешь раз живешь на Планете Людей. В конце концов можно умереть и не кончая с жизнью.
Современная политкорректность и социальная осмотрительность покинула Акина. Героям он оставляет только чувства которые не побороть и не пережить невозможно, а разрушить не хватит сил. Иот того прикасаясь к Нему она прикасается к бедным гамбургским кварталам, к его мёртвой Катарине, к забытому турецкому городку Мэрсин где он был рождён, а Она хранит в себе все смерти, что ей довелось пережить, всех встреченных когда либо мужчин с которыми не сложилось, всех кто её проглядел и не заметил.
Акин хорошо усвоил, что артхаус вещь хрупкая и условная чья ускользающая красота набивает оскомину при неумелом использовании. Он усвоил, что чередующийся один за другим крупные планы плохо загримированных актёров – это не только mauvais ton, но и элементарная кинобезграмотность. И отнюдь не дебютная картина этого режиссёра-самоучки скорее прекрасная стилизация под отрешенную независимость, без «триерщины» и флешбэковского напора, изящная зарисовка из жизни «умирающих» с аутентичными музыкальными открытками от турецкой певицы Идиль Юнер.
«Головой о стену» фильм, что хорош сам по себе. Хорош без Золотого Медведя и скандалов связанных с исполнителями главных ролей. Фильм чья до съёмочная и после съемочная биография не важна, она не может в отличии от самой ленты дать ответ на банальный эмигрантский вопрос: во имя чего стоит разбивать голову о турецко-немецкую стену взаимного непонимания?
Фатих Акин явно не лишенный художественного чутья человек снял картину о том, что как порою не бейся, но проклятое эмигранство не отпускает. Не отпускает жизнь в предвзятом существовании которой только и остается, что калечить руки в кровь о разбитые стаканы, о расколотую мечту, о раскрошившуюся любовь…
|