World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (108)
-релизы
-связки


 Промо
-постеры (24)
-кадры (3)
-трейлеры (1)


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk


 Википедия
-википедия (jp)
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм

Страница создана:
Contributor

Над страницей работали:
Chidori
Pуcal
Contributor



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискичитать отзывы (3)редактировать<-->


Небо над Берлином


НазванияDer Himmel über Berlin / Les ailes du désir / Wings of Desire / The Sky Above Berlin / The Sky Over Berlin
ПроизводствоГермания, Франция
Форматполнометражный фильм
Хронометраж127 мин.
Жанркинофантазия, драма, мелодрама
Первый показ1987.05.17 (Франция)
РежиссёрВим Вендерс
Сценарий, идея Вим Вендерс, Рихард Райтингер и другие
КомпозиторЮрген Кнайпфер
В ролях Бруно Ганц, Сольвейг Доммартин, Отто Зандер, Курт Буа, Питер Фальк, Ганс Мартин Стайер и другие


Средний балл8.1 из 10
Проголосовало
86 чел.
Место в рейтинге706 из 7503
Проголосуйте 





Краткое содержание

Дамиэль (Бруно Ганц) и Кассиэль (Отто Зандер) — два ангела, обитающих в Берлине. Способные оказаться в любом месте, от городской библиотеки и поезда метрополитена до квартир горожан, и наделённые даром слышать мысли людей, они делятся друг с другом сделанными наблюдениями. Изо дня в день… Однако Дамиэль, влюбившись в прекрасную воздушную гимнастку Марион (Сольвейг Доммартин) и вняв дружеским воззваниям американского кинематографиста Питера Фалька, теряет крылья и становится человеком.

© Евгений Нефёдов, World Art



Кадры из фильма  Трейлеры
посмотреть все кадры [3]  посмотреть все ролики [1]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2011.01.01Авторская оценка:  10/10

Ещё в ходе работы над фильмом Вим Вендерс признавался1, что ему очень трудно объяснить возникновение замысла, а среди множества возможных источников называл «Дуинские элегии» Рильке, живописные полотна Пауля Клее и даже песню The Cure, где упоминаются падшие ангелы. Какие-то параллели возникали в процессе съёмок, строившихся по свободному, импровизационному и зачастую ассоциативному принципу, превращая в залог новых возможностей даже объективные ограничения. Так, австрийский поэт и кинематографист Петер Хандке отказался от работы над сценарием в целом, но помог отшлифовать отдельные эпизоды, а главное, написал замечательный стихотворный лейтмотив («Когда ребёнок был ребёнком»…), отсылающий к богатейшей немецкоязычной литературной и философской традиции. Приглашение Анри Алекана2 ознаменовало родство с мэтрами «поэтического реализма» из Франции, дополнительно подчёркнутое ключевым изобразительным приёмом, основанным на применении чёрно-белого фильтра, подаренного многоопытному оператору ещё… бабушкой. Удивительно, какое подлинно новаторское звучание подчас могут получить, казалось бы, технически отжившие средства! Меланхоличная, давящая, аритмичная музыка ансамбля Nick Cave and the Bad Seeds, клубные выступления которого посещает Марион, сливаясь с погруженной в транс толпой, раскрывают такую некоммуникабельность (в том числе в душе самого музыканта, делящегося невесёлыми мыслями перед исполнением композиции From Her to Eternity), что на её фоне меркнет и потерянность толпы на концертах The Yardbirds у Микеланджело Антониони и Чака Берри у самого Вендерса3. Трогательное посвящение в финале «всем бывшим ангелам, но особенно Ясудзиро, Франсуа и Андрею», разумеется, раскрывает с благодарностью усвоенные кинематографические влияния, ощущаемые в каждом кадре, в каждом слове и ракурсе. А уж уникальное существование на экране Питера Фалька…

«Небо над Берлином» кажется неисчерпаемым по своей культурной насыщенности, словно разомкнуто если и не в платоновский «мир идей», то – непосредственно в ноосферу, в неохватное, непрерывно пополняемое хранилище людских мыслеобразов, возникающих, словно из ниоткуда. Картина Вима Вендерса представляет собой одно из вершинных достижений постмодернистской эстетики в её европейском варианте, несовместимом со спасительной маской развлекательности, используемой голливудскими мастерами. Вместе с тем подобно своему престарелому Гомеру, тёзке великого античного поэта, посещающему место, где некогда располагалась Потсдамская площадь, а ныне – виднеется часть Берлинской стены, испещрённая рисунками в манере граффити, автор выступает особого рода летописцем человечества, мечтая об эпосе не войны, но мира. А подлинный летописец всё-таки не имеет права ограничивать себя культурным наследием: ведь и ангелам приходится покидать помещения излюбленных библиотек. Многочисленные реминисценции осмысливаются по преимуществу постфактум, во время просмотра же зритель всецело поглощён нескончаемой вереницей мыслей простых людей, не ведающих, что Дамиэль и Кассиэль слышат обрывки их рассуждений, будь то сетования пожилой пассажирки метро о маленькой пенсии, беспокойство родителей за судьбу сына или сожаления Марион о том, что придётся навсегда покинуть цирк. Вендерс потрясающе расширяет известный приём «потока сознания» – до масштабов целого города («города исторической правды», по эпитету режиссёра), чьё искусственно расколотое, отягощённое болезненными воспоминаниями4, мрачное мироощущение видится характерным для самого Времени.

Впрочем, обращает на себя внимание, что Вим Вендерс, презрев сомнения, наконец-то преодолевает тягу к мучительной, подчас безысходной рефлексии (и саморефлексии!), которая была свойственна, наверное, всему европейскому авторскому кинематографу 1960-70-х. Ангелов можно принять за Альтер-эго кинематографиста, тем более что экранный мир становится цветным лишь с превращением Дамиэля в человека, – но уже план в библиотеке разрушает эту нарративную иллюзию: женщина смотрит в объектив камеры и кивает, как старому знакомому, а в следующее мгновение выясняется, что камера вовсе не была «субъективной». Любовь к Марион и, пожалуй, неспособность предотвратить самоубийство юноши Кассиэлем, кричащим в отчаянии, знаменуют собой неотвратимость пересечения незримой границы, после чего уже не будет обратного пути… Но в этом нет трагедии – и Питер Фальк нисколько не лукавит, обращаясь к невидимому товарищу («компаньеро») с трогательной речью о том, сколь многого тот себя лишает, не попробовав на вкус кофе, не обменявшись парой слов со случайным прохожим, не ощутив лёгкого холода. Словом, не испытав простых человеческих эмоций – не открыв тех самых красок, которые, пусть дисгармоничные, пусть раздражающе яркие, пусть безвкусные, всё равно не способно заменить созерцательное, отстранённое, овеянное ветрами вечности всезнание. Автор отразил ключевой миг – смену самосознания искусства, и кинематографа в первую очередь, отказавшегося от крыльев, признав абсолютной ценностью скоротечную жизнь на грешной земле.

Получив премию за режиссуру на Каннском международном кинофестивале и ряд иных престижных наград, Вим Вендерс исполнил обещание, представив спустя шесть лет обещанное (в заключительных титрах) продолжение – «Так далеко, так близко».


__________
1 – С заметками, набросанными в 1986-м году, можно ознакомиться здесь:
http://www.criterion.com/current/posts/1289
2 – Как бы в его честь и цирк, показанный на экране, носит название «Алекан».
3 – Соответственно в «Фотоувеличении» /1966/ и «Алисе в городах» /1974/.
4 – Заезжим кинематографистам почти нет надобности реконструировать атмосферу военных лет, и кадры соответствующей кинохроники органично вплетаются в ткань повествования.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».









Megalomania | СА?: 11 лет 7 месяцев | отзывов 372, их сочли полезными 146 раз 2010.11.28

Жаль, что в жизни ангелы не спускаются к нам. А в фильмах спускаются, за это он мне и понравился. Но тем не менее очень тяжело воспринимается, как психически, так и визуально.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)


DreamCatcheR | СА?: 10 лет 2 месяца | отзывов 66, их сочли полезными 23 раз 2011.01.25

Да, фильм не для всех.
Явно слишком затянутый. Некоторые сцены вообще лишние ( ибо в них даже ничего не происходит). А в других происходит. чаще всего, обзор разных людей, их мыслей и цитирование каких-то мудростей.
Притом первые 1, 5 часа их очень много и чувство, что авторы пытались впихнуть всё, что тока нашли или вспомнили.
Единственное, что очень понравилось - "Когда дети были детьми.... " (то-то, то-то и то-то). И всё правда :D
Тем не менее фильм не плох, кто-то его уже посмотрел и, наверняка, кто-то ещё поглядит.

Итог: 7, 5 (ИМХО)



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)


Chidori | СА?: 16 лет 6 месяцев | отзывов 232, их сочли полезными 239 раз 2022.01.14

Серьёзный, экзистенциальный, глубоко философский фильм. Сложный, глубокий, неторопливый, многоплановый.
Где-то прочла, что "сюжет точь-в-точь, как в "Городе ангелов" с Мэг Райан".. Ха-ха! Этот фильм - вообще про другое, фактически - вывернут наизнанку по сравнению с американским. Всё равно что крестьян с картин Перова сравнивать с крестьянами Малевича.
Показанные здесь размышления, наверное, наиболее ценны именно для немцев периода 80-х. Это хорошее произведение, концентрированно показывающее жизнь той эпохи, те чувствования, тех людей... Героев много, сюжетных линий - тоже, каждая сцена - как замкнутый самоценный мир. Снято красиво и сыграно хорошо. Поначалу лица главных героев кажутся старыми, морщинистыми, но к середине фильма проникаешься ими, начинаешь любоваться, они становятся близкими и тёплыми.
Любителям мелодрам - не сюда, любовная история здесь отнюдь не в центре повествования и показана отнюдь не так, как Вам, скорее всего, захочется. Это - авторское, фестивальное кино. Больше - для профессионалов и интеллектуалов, которые не торопятся.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)



Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура