Для меня эпоха конца Советского Союза не просто часть какой-то истории. Эта часть моей жизни. Фильмы (не все, но многие) посвященные борьбе с преступностью в те годы всегда были мне интересны, так как, в отличие от более ранних периодов, события и атрибуты тех лет мне достаточно известны. Кинематограф тогда ещё сохранял некую приемлемость с советским кинематографом прошлых лет (как в художественном плане, так и в чисто техническом), но был более свободным в выборе тем и изображения негативных сторон жизни. "Привал странников" из числа этих фильмов. Но к сожалению это желание угодить всем и сразу сыграло с ним злую шутку. Он как-то затерялся на фоне других фильмов. Я до сих пор не понимаю, как я его тогда пропустил. И в 90-е годы его тоже не видел. Увидел впервые только в прошлом году. И вспомнил, что однажды фрагмент из этого фильма (пытка Смирнова бандитами) я видел в одном из шоу на российском ТВ, как иллюстрацию творящегося бесспредела в органах внутренних дел. То есть за 28 лет я видел только всего несколько минут фильма. Почему фильм потерялся на фоне других фильмов мне теперь понятно. С одной стороны у создателей этого фильма была идея показать всё то, что их окружало в жизни (бандитизм, мафия, коррупция, пытки в милицейских застенках, беспомощность милиции и многое чего другого), а с другой стороны удобрить всё это сценами драк, погонь и перестрелок, что очень хотела видеть тогда на экране молодёжь. Плюс они хотели угодить и старшему поколению - тут вам и возраст героев, и само действие - неспешное, в чём-то даже нелогичное. Как в лучших советских фильмах на криминальную тематику. А на выходе получилось что-то среднее. Зловещая организация, которая с легкостью пошла на убийство нескольких людей, почему-то никак не может снарядить для разборки с главным героем и его друзьями даже пару-тройку настоящих бойцов. А ведь спортклубы и секции бокса, карате (и т.п.) поставляли уголовному миру бойцов десятками тысяч. А здесь какие-то жалкие хлюпики даже при численном перевесе не смогли справиться с тремя пенсионерами. Во вторых вся атмосфера зловещей тайны, что надёжно укрыта в "Привале странников", очень подходит для остросюжетных детективов, где у какого-то из персонажей всегда есть свой скелет в шкафу. Но в нашем случае (да и в реальности) подобное преступление совершенно не одиночкой или группой лиц, а целой преступной организацией. А мафия она такая, свои секреты она умеет оберегать. И просто так к ним не подобраться. А в фильме нам показывают, как милиция методами прошлых десятилетий пытается побороть мафию. Да ещё это у неё и выходит вполне себе хорошо. В реальности попытка Смирнова узнать причину закрытия кафе стояла ему жизни практически сразу же. Его могли подрезать в подъезде, застрелить, сбить машиной, даже отравить, но никак не дать ему копать дальше. А здесь мафия какая-то беззубая. Ничего не умеет. Может только угрожать и "светить" своих людей. Это конечно полный бред. Ещё из минусов могу выделить затянутость фильма и обилие сцен, где герои что-то едят или пьют. С последним реальный перебор. Такое ощущение, что фильм был снят для рекламы некоторых ресторанов и кафе. Если сравнивать этот фильм из серией "Мафия" сериала "Следствие вели ЗнаТоКи", то последний побеждает "Привал" вполне обосновано. Он больше передаёт дух той эпохи, суть и методы орг преступности. Да, были ещё сериалы и фильмы о той эпохе, но они или были слишком уж убогие по содержанию и исполнению, или были не в меру кровавые, или их дешевизна была видна невооружённым глазом. Поэтому для меня фильм "Привал странников" не шедевр, а крепкий середняк. Неплохо снятый, с интересным сюжетом, но не без изъянов.
|