Что мы видем в этих документальных кадрах? Лени Рифеншталь демонстрирует замечательную ловкость в технике монтажа, движении и размещении камеры, что остается золотым стандартом среди документалистов. Рифеншталь удается сделать Гитлера более крупной фигурой для масс, не прибегая к редакционным комментариям, чтобы подтвердить то, что очевидно из изображений.
Фильм начинается с прибытия Гитлера в Нюрнберг на личном самолете, где его встречают восторженные толпы сторонников нацистов. На самом деле, первая треть фильма сосредоточена в первую очередь на гражданской поддержке фюрера, а затем переходит к открытию съезда партии Рейха, где мы видим, как выступают знакомые исторические личности, такие как Рудольф Гесс и Йозеф Геббельс. Это приводит к третьему дню активности с довольно тревожными кадрами Гитлерюгенда, когда они готовятся приветствовать Гитлера из рядов вигвамов, в которых они разбили лагерь. Ее избирательное использование крупных планов наиболее поразительно здесь, когда мы видим светловолосых арийских мальчиков, загипнотизированных речью Гитлера. Фильм заканчивается поразительно поставленным митингом со знаменитым кадром, на котором Гитлер в окружении Генриха Гиммлера и Виктора Лутце идет по пустому проходу, чтобы возложить венок к мемориалу Первой мировой войны (кадр, воспроизведенный Джорджем Лукасом в конце первого фильма "Звездные войны"). Кульминация должна быть праздничной, поскольку Гитлер своим фанатичным выступлением ведет массы к единству под властью Рейха.
Как и у Д.У.Гриффитс "Рождение нации", трудно защитить заложенный в фильме посыл, но преступно не признать мощный кинематографический смысл, которым Рифеншталь наполняет свою работу. Бесполезно пытаться быть объективным в отношении этого фильма, поскольку он был предназначен для того, чтобы вызвать сильные эмоции с единственной целью укрепить Рейх в стране, которая все еще чувствует себя ослабленной после Первой мировой войны. В этом отношении Рифеншталь превосходно преуспела.
|