|
| | |
всего сделано правок - 76, последняя: 2023.01.13
| | | Метрополис
Первый показ | | 1927.01.10 (Германия) |
Проголосовало | | 53 чел. | | |
|
|
Будущее, город Метрополис, которым правит магнат Йохан Фредерсен (Альфред Абель). Его сын Фредер (Густав Фрёлих) по воле случая влюбляется в Марию (Бригитта Хелм), духовного вождя рабочих, живущих в трущобах глубоко под землей. Гениальный учёный С.А. Ротванг (Рудольф Кляйн-Рогге) научился конструировать искусственных людей и по просьбе Фредерсена придаёт своему созданию облик этой девушки. Она начинает призывать пролетариат к насилию, и те обрушивают свой гнев на технику, управляющую в городе всем. Лишь с помощью Фредера и настоящей Марии удаётся спасти от нелепой гибели детей рабочих… |
© Евгений Нефёдов, 2006.08.29 | Авторская оценка: 10/10 |
Гигантские расходы (порядка 1,3 млн., а по данным рекламы – до 5-7 млн. рейхсмарок!), потребовавшиеся на постройку декораций полностью автоматизированного Метрополиса, великого города будущего, не были компенсированы, поставив крупнейшую немецкую студию UFA на грань банкротства и сильно ударив по всей отрасли, наконец-то сдавшей позиции Голливуду. Но тридцатишестилетний Фриц Ланг может быть даже горд, поскольку невольно повторил участь американца Гриффита («Нетерпимость» /1916/), поначалу также обвинённого в пустой растрате средств. «Метрополис» оказался одним из принципиальных произведений первой половины XX столетия, и не только кинематографа, заложив основы целого жанра, превосходно отразившего сущность всего столетия, – антиутопии, и без влияния ленты немыслимы ни «Дивный новый мир» Хаксли, ни «1984» Оруэлла. Правда, сам Ланг не слишком любил этот фильм, созданный по роману и сценарию своей жены Теа фон Харбоу, помня, на какой творческий компромисс пришлось пойти, согласившись сделать счастливый финал, символизирующий примирение труда и капитала – Рук и Головы, когда магнат поддаётся на уговоры сына и отказывается от противостояния рабочим. Но если в дилогии о докторе Мабузе и в триллере «М» /1931/ режиссёр предрёк приход к власти нацизма, то «Метрополис» – фильм такой, какой есть, – оказался пророческим в отношении ещё более отдалённого грядущего. По крайней мере к исходу XX века стала возобладать тенденция т.н. социальной инженерии, подразумевающая эволюционный, а не революционный путь развития, смягчение классовых противоречий, не столь чёткое разделение общества по вертикали, что доведёно в фильме до символического противопоставления небоскрёбов и бараков.
С избытком в «Метрополисе» и иных художественных откровений. Футуристический антураж, отчасти созданный под впечатлением от американских метрополий… Безумный учёный, аккумулировавший черты не Пигмалиона или даже доктора Франкенштейна, а во многом – Калигари и Мабузе, и его творение-робот, принимающее, в отличие от Существа у Мэри Шелли, облик прекрасной женщины… Жестокий и вероломный правитель, находящийся на вершине и ненавидящий обитающих внизу, отваживающийся на подлость… Страстный пафос, направленный против не только луддизма, но и стихийного начала как такового – стремления к разрушению, как бы заложенного уже в природе человека… Наконец, потрясает метафора – приношение в жертву людей, дабы умилостивить ненасытное божество, Молоха. К разряду исторических курьёзов можно отнести тот факт, что Хайнрих Георг, сыгравший лидера рабочих Грота, впоследствии, как и выдающийся Эмиль Яннингс, попал в число самых заметных актёров при Гитлере, появившись, в частности, в пропагандистском «Еврее Зюссе» /1934/, в то время как Ланг останется убеждённым антифашистом. В целом же «Метрополис» и поныне воспринимается свежо и злободневно, гораздо более современен по духу, нежели многие антиутопии (включая анимационный «римейк», в общем неплохой), появляющиеся спустя многие годы и десятилетия.
В картину вложено 7 млн. марок (1,68 млн. долларов), что составляет для 20-х годов колоссальную сумму, и фильм того стоит как с операторской, так и с режиссерской точки зрения. |
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Говорят это был любимый фильм Гитлера...
|
Унылая и затянутая история с местами любопытным визуалом и впечатляющим масштабом некоторых сцен. Стоит смотреть чисто ради ознакомления – самая дорогая НФ того времени.
|
| | |