World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (60)
-связки


 Промо
-постеры (11)
-кадры
-трейлеры


 На сайтах
-imdb


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискинаписать отзывредактировать<-->

страница создана Contributor от 2003.12.01
всего сделано правок - 33, последняя: 2019.09.24

Пелле-завоеватель (1987, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 11 | кадры 0
Пелле-завоеватель


НазванияPelle erobreren / Pelle the Conqueror / Pelle erövraren
ПроизводствоДания, Швеция
Форматполнометражный фильм
Хронометраж157 мин.
Жанрдрама
Первый показ1987.12.25 (Швеция)
РежиссёрБилле Аугуст
Сценарий, идея Бьярне Ройтер, Пер Улоф Энквест и другие
КомпозиторСтефан Нильссон
В ролях Пелле Хвенегорд, Макс фон Зюдов, Эрик Паске, Бьёрн Гранат, Астрид Виллом, Аксель Стрёбюэ и другие


Средний баллнужно больше оценок
Проголосовало
3 чел.
Место в рейтингефильм ещё не попал в рейтинг
Проголосуйте 





Рецензия
© Владимир Дмитриев, Сборник «Киноглобус — двадцать фильмов 1988 года»

Среди фильмов последних лет трудно назвать картину, более увенчанную наградами, чем «Пелле-завоеватель». Назовем лишь главные: «Золотая пальмовая ветвь» Международного кинофестиваля в Канне, «Оскар» за лучшую зарубежную ленту 1988 года, «Феликс» (европейский «Оскар») актеру Максу фон Сюдову за лучшее исполнение мужской роли, «Феликс» молодому Пелле Хвенегорду как лучшему актеру-дебютанту... Удивимся и остановимся.

Может быть, речь идет о шедевре? Шедевре ума или шедевре стиля. О картине, которой заждалось мировое кино, погрязшее в рутине и общих местах. О ленте, которая обновляет язык искусства и триумфально предсказывает новые горизонты. И кто бы мог подумать, что в провинциальной Дании... А почему, собственно, нельзя подумать? Дания уже дала культуре гениального режиссера Карла Теодора Дрейера. Так почему же невозможно появление нового большого художника, тем более что... Еще раз остановимся.

А вдруг на международные жюри, на экспертов, на критиков, наконец, нашло какое-то коллективное затмение? Вот дали в Канне Гран-при — и пошло-поехало, скорее по инерции, чем по справедливости. Надо бы остановиться — да неудобно. Это уж через пару лет оглянутся назад светлые умы, почешут в затылках и скажут себе и окружающим: «Кажется, братцы, мы перестарались». И все дружно подтвердят: «Перестарались и виновны в этом...» Вновь остановимся.

И посмотрим фильм.Датское кино долго примеривалось к «Пелле-завоевателю», национальной литературной классике, роману-эпопее Мартина Андерсена-Нексе. Есть свидетельство, что сам Дрейер подумывал об экранизации, и швед Бу Видерберг, тоже мастер не из последних, был не прочь ее осуществить, и другие режиссеры строили планы, но то денег не хватало, то другие замыслы увлекали, то обнаруживались, казалось, непреодолимые сложности с авторскими правами. Так или иначе, дело затягивалось. И лишь когда стало совсем уж неудобно перед многостраничной святыней, ее наконец-то перенесли на экран, правда, лишь первую часть. На большее Дания, даже предельно напрягшись, даже с привлечением значительного иностранного капитала, не потянула.

Сорокалетний режиссер Билле Аугуст, удостоенный великой чести, никогда прежде не сталкивался с подобным проектом. Ему, специализировавшемуся на детских картинах и лентах о детях для взрослых, было крайне сложно войти в тяжелый мир литературы начала нашего века, в бытовую доскональность, натуралистические подробности, громоздкие сконструированные символы. Но путь, избранный им, оказался правильным:он экранизировал не критический анализ, не умозрительную концепцию, не современный взгляд, не личное восприятие, а сам роман Андерсена-Нексе — страницу за страницей, главу за главой, иногда даже слово за словом, разумеется, с пропусками, уплотнением времени, определенном слиянием сюжетных мотивов.

В результате картина подходит для каждого: для хорошо знающего роман — он будет заниматься сравнением с текстом, радоваться совпадениям и отмечать неточности; для того, кто листал книгу в далеком детстве или изучал в школе,— он с удовольствием наложит на ленту свои воспоминания; для вообще не читавшего «Пелле-завоевателя» (таких за пределами Скандинавии абсолютное большинство) — он познает мало знакомый ему быт и приобщится к культурным ценностям. Вообще просветительское начало, заложенное в замысле экранизации, заслуживает всяческого уважения.

Дотошно следуя роману, фильм повествует прежде всего о познании мира, становлении души человеческой. Восьмилетний Пелле, сын пожилого батрака Ляссе Карлсона, перебравшегося в 1877 году из Швеции в Данию, живя на крестьянской ферме, приобщается к сложностям окружающего мира — к светлому и мерзкому, доброму и ужасному, трогательному и ничтожному. Он проходит через привязанность и боль, разочарование и любовь, получает знания на школьных уроках и первые уроки социальной борьбы. Его постоянно унижают, но и он в какой-то момент способен унизить другого. В финале Пелле уходит из дома, и это уже не тот человек, каким он был раньше.

Билле Аугуст — режиссер подробностей. Его очень длинную ленту (она идет свыше двух с половиной часов) поначалу хочется сократить, оставив лишь главное и пожертвовав второстепенным. Но постепенно в нее втягиваешься и понимаешь, что в этой затя-нутости, медлительности, скрупулезности, порой выматывающей доскональности есть свой художественный смысл. Параллельно социально-психологическому сюжету романа в фильме идет дополнительный сюжет, романтически приподнятый над мерзостями быта, сюжет природы, сюжет круговорота жизни — со сменой времен года, неизменным циклом крестьянской работы, праздниками, всем тем, что на протяжении веков сопровождает развитие рода человеческого и что маленький Пелле, готовый к завоеванию мира, должен познать наряду с законами классового противостояния, чтобы крепко двумя ногами стоять на этой земле.

Несомненныедостоинствакартины, а к ним еще следует добавить действительно первоклассную игру шведа Макса фон Сюдова в роли Ляссе Карлсона, заставляют говорить о «Пелле-завоевателе» как о ленте честной, добротной, трогательной. Если же что ее и портит, то, вероятно, в первую очередь, запрограммированная старомодность. Не традиционность, а именно старомодность, изначальное нежелание использовать современные приемы кинематографического повествования и стремление обрести опору в издавна известных способах мизансценирования, компоновки кадра, монтажа, создания атмосферы напряженности или покоя. Впрочем, это грех невеликий, а в конкретной ситуации работы над романом Андерсена-Нексе даже простительный.

Но тут-то и возникает вопрос. Если чурающуюся новшеств ленту при всем желании нельзя отнести к шедеврам, тогда почему же явно не по чину на нее свалился ворох самых престижных наград?

В ситуации тотального кризиса мирового кинематографа, который рушится по всем направлениям — от традиции до авангарда, который с удивительным техническим совершенством воспроизводит на экране абсолютную ерунду, который вновь и вновь пережевывает отработанные сюжетные схемы, который пытается грубостью заменить ушедшее остроумие, который настойчиво эстетизирует банальщину и пустяки, который, как корабль ракушками, обрастает мелочами и, барахтаясь в них, с трудом удерживается на поверхности,— в такой ситуации неминуемо возникает плач по ушедшему, мечта о прошлом.

Старомодный «Пелле-завоеватель» вбирает в себя энергию этой мечты. Мечты по развернутому кинороману, по подробно мотивированному действию, по абсолютной доступности киноязыка, по старательно выписанным диалогам, наконец по нормальности, по всему тому, что когда-то было, когда-то радовало, когда-то восхищало и вдруг исчезло, растворилось и осталось лишь в воспоминаниях.

А если воспоминания возвращаются, разве не хочется им аплодировать? Разве не хочется отдать им все призы? И кто рискнет осудить за это?



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».








Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура