|
| | |
всего сделано правок - 77, последняя: 2024.01.20
| | | Мизери
Первый показ | | 1990.11.30 (США) |
Проголосовало | | 50 чел. | |  |
|
|
Писатель Пол Шелдон (Джеймс Каан), сделавший себе имя благодаря серии душещипательных книг для домохозяек, давно возненавидел постыдное занятие, принёсшее ему всеамериканскую славу и состояние. А потому решает «расправиться» со своей постоянной героиней Мизери Частейн и представить на суд публики первый серьёзный труд – социальную драму с автобиографическими мотивами. По трагическому стечению обстоятельств, «Мустанг» направлявшегося с рукописью к издателю Пола терпит аварию в заснеженных горах Колорадо, – и его спасает медсестра Энн Мари Уилкс (Кэти Бэйтс, премия «Оскар»), живущая уединённо и являющаяся страстной поклонницей шелдоновского чтива. |
© Евгений Нефёдов, 2007.07.13 | Авторская оценка: 8/10 |
Неужели Стивен Кинг1 действительно намекал на знаменитое марксово сочинение «Нищета философии»?! В таком случае его роман, написанный в 1987-м году, мог бы по праву носить не менее саркастичное заглавие «Нищета искусства» – Misery of the Art. Ведь соответствующим «говорящим» именем, Мизери, наречена героиня, которая, даже будучи вымышленной, в самый острый момент становится полноправным действующим лицом, оказывающим непосредственное воздействие на ход событий. Введя, кроме того, персонажа-тёзку популярного Сидни Шелдона, Кинг явно постарался дистанцироваться от сугубо коммерческой, «продажной» беллетристики, в одного из «королей» которой его давно возвели.
Зрители и критики по достоинству оценили впервые проявившийся талант Роба Рейнера создавать напряжение буквально из ничего, обыгрывая незначительные, большей частью бытовые детали. Умение осторожно и деликатно указать на несомненное2 душевное расстройство мисс Уилкс – большой любительницы «мыльных опер», развлекательных телевизионных игр и нездоровой пищи. Милая и заботливая, Энни довольно быстро из спасительницы превращается в тирана, стремящегося полностью подчинить себе кумира, официально считающегося погибшим. Актриса Кэйти Бэйтс, которой долго не везло на большом экране3, была по праву отмечена премией «Оскар» за убедительно воплощённый образ «среднеамериканской психопатки», чьё увлечение «массовой», а точнее – «мусорной» культурой причудливо сочетается с природной хитростью и расчётливостью. И всё-таки приверженность «нищему искусству» оказывается роковой.
Типичная для триллера интонация постепенно приобретает ироническую окраску: возможно, режиссёр не без иронии отнёсся к усилиям самого Кинга4 – интеллектуала, словно пытающегося расторгнуть сделку, заключённую с дьяволом. Допущенный в молодости компромисс с совестью материализуется в обличии восторженной дурочки-толстушки с огромным кухонным ножом, призрак которой и после физической смерти будет преследовать Шелдона нестерпимо долго. А уж в опасной игре в «кошки-мышки» Пол тем более вынужден принять диктуемые, в том числе посредством прямого принуждения и наркотиков, правила. Новая заповедь, пришедшая в конце бурного XX столетия на смену старозаветной, звучит так: «Не сотвори себе поклонника». Художественная двойственность фильма, одновременно пугающего и саркастичного, приземлённого и запредельного по стилистике, резко возносит «Мизери» над бесчисленными экранными произведениями о маньяках.
__________ 1 – А вслед за ним – режиссёр-сценарист Роб Райнер и многоопытный кинодраматург Уильям Голдман, являющиеся (по голливудским меркам) настоящими интеллектуалами. 2 – Особенно Полу, изрядному знатоку психологии американских домохозяек. 3 – Её лучшие театральные роли доставались в кинематографе более известным актрисам. 4 – Совпадение даже в том, что первой экранизацией писателя явилась киноверсия автобиографического рассказа, успех которой «Мизери» превзошла, собрав $61,227 млн.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Конечно, создатели фильма не стали включать многих деталей, создающих тот самый "эффект Мизери", который я чувствовала, когда читала оригинал. Тем не менее, фильм вышел страшным, не страшным кровью или типичной американской "мясорубкой", а атмосферой. Будто бы что-то грядет, вот-вот должно произойти, что-то ЖУТКОЕ. Быть может достигается это тем, что из милой посетительницы придорожного магазинчика Энни мгновенно превращается в сумасшедшего тирана - трудно сказать. Я, признаться, не помню всех деталей ленты (в отличие от книги), но само кино не забуду до своего глубокого склерозного маразма...
|
| | |